Чашка с трещиной

О проверках

Любое изменение чего–либо — в худшую или лучшую сторону, у нас и во всем мире — обычно измеряют процентами и чаще даже долями. Идет ли речь о ценах, уровне преступности или чем–то еще. Снижение банковской ставки на полпроцента — это много. Увеличение ВВП на 8 — 10 процентов — очень много! О кратном улучшении, хотя бы в два–три раза, никто и не мечтает. Однако представьте, у нас имеется показатель, который за пару лет улучшился в 15 — 20 раз!


...Новогодние радости неизбежно закончились, мы входим в нормальный трудовой ритм. Впрочем, без сожалений! Только хорошая работа дает нам возможность достойно отмечать Новый год и любой другой праздник. А что может омрачить даже хорошую работу? Чего обычно страшатся начальники? Что способно самого грозного из них обратить в робкого ягненка? Проверки.


Попробуем развеять эти опасения и некоторые стереотипы. Например, что руководители и предприниматели задерганы проверками, что не могут сосредоточиться на работе. Возможно, так было еще недавно, когда количество проверяющих, как и периодичность их появления на предприятии (в учреждении, организации), никто не ограничивал. Приходили, когда было угодно, и проверяли все, что хотели. Ни с кем свои намерения не согласовывали. Между прочим, в стране имеется около 60 инстанций, наделенных правом контроля. И когда хотя бы несколько одновременно обращали свое внимание на один объект, для последнего это было бедствие.


Минский завод игристых вин в 2008 году проверяли 20 раз, а в 2010–м — только четырежды. Из «Минскрыбпрома» раньше контролеры практически не выходили: 32 проверки за год. В 2010–м было только пять. Минскую кондитерскую фабрику «Слодыч» и Гомельский авторемонтный завод в уходящем году вообще проверили лишь единожды, хотя в 2008–м — 19 и 21 раз соответственно. Вот вам и улучшение показателя в 15 — 20 раз.


Такой результат всего за один год дал Указ Президента № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Больше доверия тому, кто добросовестно производит товар или оказывает услуги, кто лечит или обучает, процессу не должны мешать проверяющие инстанции — таков очевидный смысл документа. А чтобы не мешали, являться с проверкой должны одновременно, имея четко сформулированную цель и только в заранее указанный срок. Все это (состав, цели, срок) указывалось в координационном плане, который любому желающему был доступен на сайте Комитета госконтроля. В 2011–м проверок будет еще меньше.


Четверть из них проведут налоговые органы, 18,2 процента — МЧС, 17,5 — Минздрав, 6 — МВД, 5,7 — Минтруда и соцзащиты... Удельный вес проверок самого КГК — чуть более полутора процентов. Как видим, страшилка про карающий меч госконтроля сильно преувеличена. Более того, здесь предостерегают от чрезмерной ретивости некоторых проверяющих. Которые, например, пытаются проверку замаскировать «мониторингом». В чем разница?


Мониторинг не должен вас беспокоить, будь вы директором учреждения или предприятия, частного либо государственного. Вы вообще не должны заметить, например, что кто–то прошелся по вашему магазину, посмотрел на ценники и ассортимент, на внешний облик персонала и его отношение к покупателям. Значит, то был корректный, проведенный по всем правилам мониторинг.


Если же гости представились и показали серьезные удостоверения, если объявили, что проводят мониторинг и просят показать товарно–транспортные накладные, финансовую отчетность, склады или что–то еще, то смело можете им отказать. Каков бы ни был их статус. Если пожалуетесь, у них, скорее всего, будут неприятности.


Но расслабляться не стоит. Недавно, к примеру, госконтроль Минской области подвел итог очередной проверки с формулировкой вполне рутинной: использование бюджетных средств, выделенных на организацию питания в учреждениях здравоохранения. Проверялись несколько районных больниц, областной роддом, детский реабилитационный центр в Пуховичах, дом ребенка в Борисове... Администрация, как водится, знала о проверках за много месяцев и могла подготовиться. Тем не менее контролеры «накопали» столько!..


Никакого криминала, слава Богу! Среди самых «тяжких» прегрешений — использование просроченной аскорбинки. Но главврачи имели на коллегии бледный вид. Им явно было стыдно. За ветхое кухонное оборудование и дефицит поваров–диетологов, за убогие диеты, за дефицит ложек и кружки с трещинами...


Разве не приятно видеть, что «сам» госконтроль, стоящий на страже экономической безопасности, озабочен такими «мелочами»? И так ли плохо, что некоторые руководители по–прежнему боятся проверок? Это, наверное, просто не очень хорошие руководители...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter