Виталий Дрожжа также рассказал о строительстве новых лесохозяйственных дорог: в планах — не менее 100 километров каждый год. Причем средства собственные, не из республиканского бюджета. И средства немалые: по оценкам специалистов, каждый километр технологической дороги обходится в среднем в 100 тысяч рублей. В первую очередь дороги нужны не только для вывозки древесины, как многие думают, а для более эффективной охраны лесного фонда от пожаров и прочих бедствий. Удобные подъездные пути позволяют проводить мониторинг и оперативно реагировать на угрозы.
Продолжается борьба и с короедом. Министр рассказал, что очаги болезни удается локализовать. Однако расслабляться рано:
— Развитие такого очага может длиться до 8 лет. Сейчас наша главная задача — минимизация последствий. Разработанные усохшие делянки мы сразу же засаживаем новыми деревьями. К сожалению, здесь решающую роль играет качество почвы, и мы вынуждены на месте ликвидированных ельников вновь сажать елочки. Но из беды извлекаем уроки: разбавляем хвойные насаждения лиственными — до 50 процентов. Тем самым делаем леса более устойчивыми к вредителям.
КОМПЕТЕНТНО
Виталий Дрожжа, министр лесного хозяйства:
— В 2018 году лесхозы впервые работали в условиях отсутствия экспорта круглого леса. Вся заготовленная нами древесина была переработана внутри страны — почти 5 млн куб. м пилопродукции (145% к уровню предыдущего года). Это не предел. Например, наши предприятия способны выпускать в год около 2 млн тонн востребованной в странах ЕС топливной щепы. Но экспортируем около 1,5 млн тонн — у покупателей есть проблемы с выгрузкой прибывающих железнодорожных составов.
muravsky@sb.by