Час расплаты

Россия сокращает финансирование ОБСЕ
Россия сокращает финансирование ОБСЕ

Во временном промежутке между парламентскими и президентскими выборами Москва объявила о том, что урежет свой взнос в бюджет Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко аргументировал позицию таким образом: «Некоторые государства взяли курс на ее использование для достижения односторонних преимуществ. Реальные проблемы безопасности не входят в поле зрения ОБСЕ, хотя они были включены в задачи организации при ее создании». На Смоленской площади давно уже указывают, что вместо того, чтобы решать проблемы безопасности на континенте, способствовать экономическому развитию государств–членов, венская бюрократия практически полностью посвятила себя политике, правам человека и выборам. И хотя другой высокопоставленный дипломат, глава департамента общеевропейского сотрудничества российского МИДа Сергей Рябков в интервью газете «КоммерсантЪ» призывал напрямую не увязывать нынешние бюджетные дела с политическими разногласиями, возникшими между Москвой и ОБСЕ: «Это не палка в колеса, а элемент процесса реформ и наведения порядка в бюджетной сфере», – наблюдатели считают, что определенная связь все–таки существует, и России надоело платить жалованье тем, кто регулярно поливает ее грязью.

В последние годы, как отмечает «КоммерсантЪ», Москва последовательно снижала размер взносов в ОБСЕ. В 2005 году в бюджет организации от России поступило 7,2 миллиона евро, в 2006–м — 6,8 миллиона евро. В 2007 году эта сумма была уменьшена до 5,9 миллиона евро. На этот раз не исключается резкое сокращение финансирования в два раза.

Особенное раздражение Москвы вызывает деятельность организации по мониторингу выборов. В России считают деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) непрозрачной, не понимают, каким образом рождаются то положительные, то отрицательные оценки выборов в различных государствах. Повышенным вниманием международных наблюдателей почему–то пользуются выборы в постсоветских государствах. По мнению замминистра иностранных дел России Александра Грушко, БДИПЧ «нуждается в коренной реформе». К слову сказать, в этом стремлении Минск поддерживает Москву и неоднократно артикулировал свою позицию – БДИПЧ в отношении Беларуси зачастую руководствуется «двойной бухгалтерией».

Россия давно предлагала выработать общий свод правил мониторинговой деятельности бюро. Дипломат с сожалением констатировал, что эти «разумные, скромные и взвешенные» предложения так и не были услышаны.

Видимо, последней каплей для Москвы стал отказ наблюдателей из БДИПЧ приехать на выборы депутатов Госдумы. Сотрудники бюро заявили, что российская сторона слишком поздно направила им приглашения, так что они не успели оформить визы. В то же время наблюдатели от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ приехали и признали выборы «нечестными и недемократичными». Поскольку оценки этой структуры и БДИПЧ никогда прежде не расходились, без труда можно спрогнозировать, каков был бы итог наблюдения бюро. Впрочем, нужно сказать, что негативные оценки ОБСЕ не помешали признать выборы в Госдуму состоявшимися. Было бы странно, если бы вопрос о признании или непризнании выборов в многомиллионной стране решался несколькими десятками иностранных дипломатов и «правозащитников»...

Международное наблюдение за выборами, если оно ведется открыто и по понятным правилам, — цивилизованная практика, от которой Россия не собирается отказываться. Любопытно, что заявления российских дипломатов прозвучали в тот момент, когда председатель российского Центризбиркома Владимир Чуров направил письмо в БДИПЧ, в котором подтвердил намерение российских властей пригласить для мониторинга президентских выборов наблюдателей этой организации. На этот раз никто не сможет сказать, что не был предупрежден заранее...

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter