Час пик для режиссеров

Болгарский режиссер Пламен Карталов — нешуточный выдумщик...

Болгарский режиссер Пламен Карталов — нешуточный выдумщик. Вместо сердца у него, как у настоящего режиссера, видимо, пламенный мотор, иначе не взялся бы ставить романтическую «Пиковую даму» Петра Ильича Чайковского в Большом театре Беларуси. Болгарский «перец» оказался нафаршированным самыми светлыми и благими идеями. К классике русской оперы он относится с таким трепетом, с каким, наверное, только Наташа Ростова ждала свой первый бал. Цербер от критики скажет, что спектакль трещит по швам уже в первом действии и выпускать такую архаику в веке двадцать первом — верх самонадеянности, мы же отнесемся к премьере философски — хотя бы из уважения к дипломатическому протоколу. При желании можно и в алмазе найти недостатки. В дидактике режиссерского метода Карталова постараемся увидеть смысл.


Нынешняя «Пиковая дама» — седьмая по счету в истории театра — хорошее и понятное традиционное искусство, живущее в своей уютной оперной теплице. Традиционное искусство сегодня прибежище отнюдь не негодяев, а романтиков. Именно традиция, какой бы сферы она ни касалась, по выражению словенского философа Славоя Жижека, может рассматриваться как защита от прогресса и реальности смерти. От подстерегающих нас возле гастронома стрессов и всепоглощающей экзистенциальной тоски.


Ткань спектакля — чистая фантасмагория, такая же, как, например, компьютерная игра, живущая в своем киберпространстве. Здесь, как и в компьютерной игре или мультфильме, люди могут выживать при любой катастрофе — стреляться и тут же оживать, проходить сквозь стены и не сгорать в огне. Ограничена эта вселенная только своими собственными правилами.


Солисты здесь нужны, как и подсвечники, — для красоты. Пышные платья, грустная Лизонька, коварная графиня... Полон ли этот графин наполовину или наполовину пуст — решает зритель. Мне кажется, пуст.


В Большом театре за последние годы укоренился тренд: приглашать зарубежных режиссеров второго эшелона, платить им европейские гонорары, а потом через годик благополучно списывать спектакль. Кто бы спросил: зачем так делается? Добрый десяток белорусских режиссеров сидит без работы или уезжает на заработки в Россию. Беру первые попавшиеся имена. Валерий Барковский возглавил Смоленский драматический театр, с позором выдворенный из родного гомельского театра нашел пристанище в Брянском театре драмы имени А.К.Толстого Яков Натапов. Сергей Куликовский работает в далеком Томске. Когда все успевает? В минском Новом драматическом на днях выпустил премьеру «Как я стал...» по пьесе модного российского драматурга Ярославы Пулинович. Ее «Жанну» играет в московском Театре наций Ингеборга Дапкунайте.


Так вот. Не сказать, что режиссеры, чьи имена пришли мне на ум, плохие. Профессией они владеют уж точно не хуже возглавляющего Софийский национальный театр оперы и балета Карталова. Но наши крепкие менеджеры не видят их в упор.


Как бегали в свое время со «звездой» шведской режиссуры Марианной Берглеф, ставившей «Трубадура»? «Трубадур» в итоге вышел блеклым и невыразительным. Где сейчас тот «Трубадур», где та Марианна?


Все бы ничего, если бы приглашенные постановщики не относились к Минску как к провинции. Это видно невооруженным глазом, даже не надо приобретать бинокль. На минуточку: у нас в столице который год проходит международный фестиваль. И мы–то видим, куда идет и как развивается театральная режиссура. Почему это отношение поощряется, для меня загадка.


Продолжили традицию приглашать варягов и в этом сезоне. Похвальная хлебосольность в Год гостеприимства. Немец Ханс–Йоахим Фрай поставил «Летучего голландца», эстонец Неэме Кунингас — «Риголетто». Такой вот режиссерский час пик: режиссеры едва–едва успели разъехаться на своих лимузинах перед театром. Разъехались и сделали нам ручкой. А нам жить с этим материалом, о котором, перефразируя одного горячего поклонника пьесы Булгакова «Дни Турбиных», можно сказать, что они — «обе хуже».


В общем, вам решать: сядете ли вы с нынешним Германом за один карточный стол или ответите словами уголовника Косого из «Джентльменов удачи»: «Нашел фраера с тобой играть! У тебя ж в колоде девять тузов».


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №107 (24490). Вторник, 10 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter