Чарующие звуки гитары

В течение пяти дней в Гомельском городском центре культуры не умолкали чарующие звуки шестиструнной классической гитары. В тринадцатый раз здесь проходил международный фестиваль “Ренессанс гитары” и во второй раз — открытый интернациональный конкурс гитаристов, в котором приняли участие около 60 исполнителей из Беларуси, России, Украины в четырех возрастных категориях.

По традиции открытие фестиваля состоялось в столице Беларуси, а затем праздник переместился в Гомель, где и прошли основные мероприятия. Дело в том, что в Гомеле немало приверженцев гитарной музыки, более того, на протяжении ряда лет здесь существует клуб гитарной музыки, возглавляемый талантливым исполнителем и энтузиастом данного музыкального направления Игорем Шошиным, который является арт-директором фестиваля и конкурса.
Своим рождением фестиваль в значительной степени обязан и другому пропагандисту гитарной музыки в Беларуси, минчанину Олегу Копенкову, который занимается организацией гитарных фестивалей с советских времен, когда в Минск по его приглашению съезжались исполнители и любители гитарной музыки со всех концов Союза. Все важнейшие фестивальные мероприятия в последние годы проходят в Гомельском городском центре культуры.
Нынче жюри конкурса возглавляла звезда российской гитарной музыки Анастасия Бардина. “Я очень люблю играть сама”, — говорит педагог и талантливая исполнительница, в одинаковой степени владеющая как шестиструнной, так и семиструнной гитарой. А потому в день открытия фестиваля, конечно же, Анастасия не могла устоять перед соблазном взять в руки гитару и порадовать публику своей игрой.
Не менее колоритная фигура в жюри — Альгимантас Паулюкявичус из Вильнюса, музыкальное образование которого сформировалось и под влиянием Белорусской музыкальной академии. Блестящий исполнитель гитарной музыки, победитель международных конкурсов, успешно концертирующий по странам Европы, он известен в своей стране и как автор просветительских программ для детей и юношества. Безусловно, самый высокий авторитет жюри придало и присутствие в нем талантливого чешского гитариста Владислава Блаха, удостоенного за свое исполнительское мастерство самых высоких титулов и наград на конкурсах и фестивалях в разных странах мира.
Произведения, которые исполнялись участниками в качестве конкурсных работ, — результат личного выбора и выбора их руководителей. Большинство конкурсантов — учащиеся музыкальных школ, средних и высших музыкальных учреждений, а потому жюри единодушно отметило достаточно хороший, стабильный уровень подготовки.
Евгений Алешников, заслуженный работник культуры Российской Федерации, декан факультета музыкального творчества Белгородского государственного института культуры, преподаватель Белгородского музыкального училища, восемь лет назад был гостем фестиваля “Ренессанс гитары”. Нынче приехал как участник конкурса в составе ансамбля в старшей возрастной группе вместе со своими дочерьми-близняшками Татьяной и Натальей. Девушки — студентки филиала Воронежской академии искусств, лауреаты двух международных конкурсов исполнителей на гитаре дуэтом. Евгений Алексеевич, подготовивший немало талантливых исполнителей, в том числе и своих дочерей, сам, к сожалению, не реализовал свои амбиции в качестве исполнителя. “Во времена моей молодости, — рассказывает преподаватель, — конкурсов исполнительского мастерства на гитаре практически не было. И вот мне случайно попал в руки журнал “Белорусская гитара”, в котором говорилось о том, что в рамках “Ренессанса гитары” проводится конкурс без возрастных ограничений. Разумеется, я обрадовался такой возможности. Через интернет подал заявку, порепетировали с дочерьми, и вот мы здесь”.
То, что в рамках фестиваля родился конкурс, важный момент в развитии гитарного движения не только Беларуси, считает Евгений Алешников. Ведь одно дело собраться и отвести душу в плане исполнения, говорит гость, и совсем другое — когда становишься в ряд конкурсантов. Это уже профессиональный подход к музыкальному пристрастию, тем более что оценку дают мастера мирового уровня. Кстати, ансамбль Алешниковых занял третье место в своей возрастной группе.
Нельзя не сказать и о том, что еще до того, как исполнители гитарной музыки собрались в Гомеле, состоялся конкурс на лучшее гитарное сочинение для детских музыкальных школ под названием “Семь нот — шесть струн”, к участию в котором было допущено 57 произведений. Композиции были анонимно отправлены членам международного жюри по почте. Каждый член жюри оценил присланные работы по десятибалльной системе и сообщил свои результаты дирекции конкурса. Первое и третье места достались белорусу Евгению Гридюшко за два разных произведения, второе — поляку Мирославу Дроздовскому. Дипломов удостоены авторы одиннадцати композиций из России, Украины и Беларуси.
Что же касается мероприятий в рамках фестиваля, то, как и в прежние годы, они прошли на высоком аккорде. Безусловной изюминкой стали выступления сводного гитарного оркестра, который за минимальный срок блестяще подготовила заслуженная артистка Украины, дирижер оркестра Киевского радио и телевидения Виктория Жадько.
Завершился фестиваль гала-концертом победителей конкурса. Высшей награды — тура по городам Беларуси удостоена харьковчанка Ульяна Мачнева, занявшая первое место в четвертой возрастной категории. Тур запланирован на февраль будущего года. Его маршрут пройдет по городам Гомель, Минск, Пинск, Могилев. Многие исполнители стали лауреатами конкурса, что, безусловно, поможет им в дальнейшей музыкальной карьере. Ну а фестиваль взял отпуск ровно на год. Отзвуки же его будут слышны в рамках других мероприятий гитарной музыки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter