Чапаевец из Красного Берега

Квартира могилевчанина Михаила Мигая напоминает то ли музей, то ли библиотеку. Огромные стеллажи с книгами, грамоты, военные фотографии...

Квартира могилевчанина Михаила Мигая напоминает то ли музей, то ли библиотеку. Огромные стеллажи с книгами, грамоты, военные фотографии... На одном из снимков — Герой Советского Союза Алексей Маресьев. Книгу «Повесть о настоящем человеке» и свое фото с автографом легендарный летчик подарил Мигаю после войны.


— Я работал тогда в Вологодском облисполкоме, Алексей Петрович — ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны в Москве. По службе и познакомились. Потрясающий человек: добрый, но со стальным характером. Хоть и тяжело ему было много ходить — культи кровоточили, не сидел на месте, постоянно был в разъездах, помогал бывшим фронтовикам.


Мужественных, отважных людей, с честью выдержавших испытания войной, Мигай знает немало. Он сам — один из них. А ведь когда началась война, мальчишке из деревни Красный Берег Гомельской области было всего 14 лет...


— В первые дни оккупации фашисты отправили в гетто моего одноклассника Илью Окуня и его семью. Следом — сына коммуниста Володю Романенко, — заново переживает те страшные времена Михаил Николаевич. — По наводке предателей бросили в концлагерь сестер–партизан Адуцкевич — Нину и Галю. А когда узнали, что я подпольщик, повели на допрос мою маму. От неминуемой гибели ее уберег Виктор Васильчик — тогдашний бургомистр Краснобережской волости, работавший в этой должности по заданию Жлобинского райкома партии. Сказал как отрезал: «У этой женщины нет сына Миши». Мама подтвердила. И до конца жизни не могла простить себе, что отреклась от меня. Хоть по–другому нельзя было. Иначе немцы уничтожили бы всю семью: маму, 11–летнюю Таню, 9–летнюю Нину, 2–летнего Колю.


На счету Васильчика — не одна спасенная жизнь. Он снабжал партизан боеприпасами, продовольствием, не раз рисковал жизнью, добывая важные сведения. Был награжден медалью «За боевые заслуги».


— Он не позволил фашистам угнать на работу в Германию многих юных односельчан, в том числе моих сестер, — Михаил Николаевич искренне благодарен отважному земляку. — Меня и моих одноклассников — Леню Дудковского, Гришу Науменко и пятиклассника Витю Ждановича ждала та же участь, но мы вовремя удрали из деревни. Когда вернулись, немцы отправили меня на заготовку дров для их гарнизона. Леню, Гришу и Витю — ремонтировать железнодорожные пути на участке дороги Красный Берег — Жлобин. Так мои приятели стали связными разведывательно–диверсионной группы, входившей в состав партизанского отряда «Храбрецы». А я — связным подрывной группы партизанского отряда «Железняк» и подрывной группы партизанского отряда имени Чапаева.


Передо мной книга разведчика Федора Попова «Незабываемые годы», изданная после войны. На титульном листе — дарственная надпись автора: «Боевому другу — чапаевцу Мише Мигаю». А вот и строки о нем: «...вскоре к нам присоединились комсомольцы из Красного Берега — Михаил Мигай, Леонид Дудковский, Виктор Жданович, Ольга Пелагейчик, с помощью которых мы пустили под откос еще четыре эшелона».


Михаил Николаевич участвовал во многих боевых операциях, ходил в разведку, пережил не одну блокаду.


— Сидели в болоте почти без одежды, без еды. На весь взвод — одна каска да маленький мешочек муки. И костер развести нельзя, — кругом немцы, — вспоминает ветеран. — Зимой примерзали к земле так, что отрывались от нее с кровью. Но не жаловались. Мы были готовы на все ради победы!


Награжденный медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени, Михаил Мигай прожил интересную жизнь. После войны служил в Ленинграде, Таллине, Берлине, на Балтийском военном флоте. В 1949–м был демобилизован по состоянию здоровья. Окончил Московскую юридическую школу, Высшую школу профсоюзного движения. После смерти супруги вернулся с детьми–школьниками Олей и Вовой на родину, в Беларусь. Обменял трехкомнатную квартиру в Вологде на «двушку» в Могилеве. Детей вырастил сам. До пенсии работал на силикатном заводе.


Ветерану уже 83–й год. И он, как говорится, до сих пор в строю.


И хотя здоровье пошаливает, ходить тяжело, Михаил Николаевич продолжает активно сотрудничать с ветеранскими организациями, молодежью. Делится с юными не только воспоминаниями. Учебным заведениям он передал уже около 10 тысяч книг из своей библиотеки.


Фото автора и из личного архива Михаила Мигая.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter