Чахотка не хочет уходить в историю

О туберкулезе

Туберкулез — болезнь не только бедных и пьющих. Почти треть пущенных ею стрел падает в семьи вполне благополучные. Статистика оптимизма не добавляет. В 2010 году такой диагноз получили в мире около 9 миллионов человек, для 1,4 миллиона он стал приговором. Недуг давно имеет статус «особо опасен», теперь с уточнением — «лекарственно–устойчивый туберкулез».


Границ эта болезнь не знает. Возраст, занимаемая должность и толщина кошелька для нее — не преграды. Специалисты говорят: большинство из нас до 30 лет неизбежно встречается с возбудителем туберкулеза — палочкой Коха. Но под защитой иммунитета кто–то просто носит ее без последствий для здоровья, иной тяжело заболевает. Не всем повезло, как звезде сцены Саре Бернар. Еще в детстве ей удалось «перехитрить» болезнь, хотя врачи не давали девочке шанса. Она заранее попросила мать заказать ей гроб из розового дерева, чтобы не лежать в «каком–нибудь уродце». Позже она в нем спала и, шокируя публику, ожидала гостей. Но речь не о самопиаре талантливой актрисы — о болезни, которую чудом удалось пережить. Во времена Бернар она звалась чахоткой, с позиции сегодняшнего дня — термин устаревший. Но туберкулез никак не хочет уйти в прошлое.


Сегодня у нас зарегистрировано около 10 тысяч больных с активными формами туберкулеза. Да, примерно на 20 процентов меньше, чем пять лет назад. Больше всего болеют (и погибают) в Гомельской и Могилевской областях, меньше всего — в Минске (показатели здесь близки к европейским). Проблема как раз таки в лекарственно–устойчивых формах, перед которыми бессильны все известные медицине препараты. Увы, специалисты подтверждают: Беларусь входит в число стран с высокой заболеваемостью «неподдающимся» туберкулезом. Так, за прошлый год из 100 новых случаев болезни 26 были, как сказали бы медики, «мультирезистентны». Тревожная цифра... Тем более что, по прогнозам ВОЗ, до 2015 года в мире появится еще 2 миллиона таких больных. Чем их лечить, если новых средств от туберкулеза не появлялось уже несколько десятилетий?


Даже с «просто туберкулезом» за неделю не справиться. Лекарства приходится принимать каждый день и долго. Потому профессионализм врачей — это только полдела, другая половина — сознательность самого больного. А с этим проблема. Большинство пациентов из числа социально неблагополучных либо уклоняются от лечения, либо его прерывают. Вот тогда она из «обычной» превращается в «чрезвычайно упрямую». И здесь порой сказать больше нечего, только поставить точку. Для тех, кому не помогает ни один препарат, в большинстве областей открыты отделения паллиативного ухода на базе противотуберкулезных диспансеров и клиник. Своего рода хосписы. Здесь им не обещают выздоровления — помогают хотя бы чувствовать себя комфортно...


В стране работает уже третья по счету Государственная программа «Туберкулез», к которой подключены не только врачи, но и волонтеры, представители СМИ, медийные персоны. За шесть лет общими усилиями удалось снизить заболеваемость на 22,3 процента, смертность — на 36,4. Дети стали болеть реже в 2,5 раза. Теперь мы имеем картину, значительно лучшую, чем в соседних России и Украине. Внедрены международные подходы в лечении, усилен контроль, под рукой всегда все необходимые фтизиатрам средства, даже очень дорогостоящие. Более того, запас создан на 3 — 4 месяца вперед. Но, думается, успокаиваться рано. Палочка Коха опять играет с человеком в прятки, демонстрируя поразительную живучесть. Искоренить туберкулез, как оспу или полиомиелит, в обозримом будущем вряд ли удастся. А потому главный медицинский совет уже которое столетие неизменен: следите за собой, будьте осторожны...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter