Спектакль «Проделки Ханумы»

Чахохбили. Хачапури. Ханума

Если жизнь тебя обманет — не тушуйся, не бранись
Если жизнь тебя обманет — не тушуйся, не бранись. Откупорь шампанского бутылку иль посмотри «Проделки Ханумы». Благо премьера этого жизнерадостного грузинского водевиля Авксентия Цагарели прошла в Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького. Жизнерадостный водевиль — не тавтология ли? Существует ли в природе водевиль грустный? Почему нет. Вспоминаю «Биндюжник и король» Журбина по Бабелю, который покажет в Минске в апреле в том же горьковском театре труппа из Орла. Хотя в афише «Биндюжник...» и назван «мюзиклом», какая, в сущности, разница? Все равно на сцене будут песни и пляски и неизменная скупая слеза накатит в финале. Такой вот ритмичный апрель получился в Русском.

Вспоминаешь «Хануму», и на ум приходит советская постановка Георгия Товстоногова, телевизионную версию которой часто показывали по телевизору. Тот спектакль был что–то сродни развлекательным голливудским комедиям, которых катастрофически не хватало. Как сладко елся гоголь–моголь под шутки Владислава Стржельчика — изображавшего обедневшего, но горделивого князя Пантиашвили. Сколько было изящества и энергии в музыке Гия Канчели. Куда унеслись вешние воды?

«Проделки Ханумы» в постановке худрука Сергея Ковальчика ничуть не стремятся повторить товстоноговский рисунок. Единственное, что их роднит, — это упоительная и совсем не обидная игра в грузинскую эстетику. Но там, где у Товстоногова были накладные носы и имитация грузинского акцента, у Ковальчика — княжеская выправка и горделивая стать. Попытка воспроизвести Тифлис с базаром, баней и обильным трехразовым питанием. Режиссер доверился актерам и выиграл. Спектакль получился сочный, как чахохбили, дымящийся, как хачапури, густой, как «Хванчкара». Что из грузинской кухни мы забыли?..

Эта премьера — не для легкомысленных зрителей–мотыльков, порхающих вечерами с крыльца на крыльцо. «Проделки...» продолжают традицию театра большого стиля, к которому искренне тяготеют в Русском. Почти трехчасовой, ансамблевый, неторопливый, в чем–то даже дотошный — пока всех не переженят, не угомонятся — бенефисный для отдельных исполнителей, но в итоге вполне современный ироничный пастиш, с ухмылочками и приветами славному наследию советского театра. Что радует особо: на сцене все дорого. От декораций и костюмов веет полноценностью «Ленкома», честно говоря, после поголовного увлечения минимализмом избыточность и выписанность всех линий постановки как бальзам на душу. Большая работа и режиссерская удача постановщика, давшего себе моральную передышку в нервном и изнурительном «сезоне белорусской драматургии». Хотя передышка — не совсем точное слово. Чтобы запустить лопасти такой махины, нужна все–таки полная концентрация режиссерских сил. Тем не менее перед штурмом «Бесов» Достоевского в инсценировке драматурга Николая Рудковского водевиль Цагарели — сеанс психологической и моральной разгрузки. Размяв косточки, напевшись и натанцевавшись, только за «Бесов» и браться.

Актеры тут действительно, что называется, оторвались. Ушли в нирвану, оставив за собой табличку на двери «Просим не беспокоить». Ольга Клебанович в роли Ханумы доводит в одной из сцен зрителей до колик. Безупречны Владимир Шелестов и Александр Ткаченок, хороша молодежь: горластая и пластичная. Флюиды хулиганства и озорства так и передаются в зал.

Нет ничего странного, если после спектакля кто–нибудь из зрителей вместо того, чтобы покорно нырнуть в собственный подъезд, пахнущий геранью и жидким мылом, вдруг свернет в какой–нибудь грузинский ресторан и пропадет там до утра. Или после долгого перерыва уедет за город, пойдет в баню, начнет рыбачить, боксировать или музицировать. «Проделки Ханумы» пробуждают вкус к жизни. Философия Цагарели сродни известной цитате Мартина Лютера: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрет!» И это прекрасно. В последнее время из нашего театра незаметно стали пропадать элементарное жизнелюбие и душевное здоровье. Оптимизм, без которого прожить невозможно, часто сводится к банальной пошлости, а мудрые мысли подаются под таким тухлым соусом просветительства и умничанья, что с души воротит. Панорамного снимка жизни на подмостках давно не было. «Проделки Ханумы» этот снимок предлагают.

Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия №65 (24448). Вторник, 8 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter