C'est la Berezina… 210 лет назад французская армия была разбита у белорусской деревни Студёнка

События Отечественной войны 1812 года - одна из славных страниц совместной истории Беларуси и России. Причем юбилей одного из самых ключевых из них приходится на сегодня. Ровно 210 лет назад, 26 ноября 1812 года, состоялась заключительная битва Отечественной войны: русские войска разбили остатки французской армии при переправе через реку Березину у деревни Студёнка на территории нынешней Минской области. Об этом современная Европа усиленно пытается забыть - и все же об этом помнят и во Франции, и в Швейцарии, а слово «Березина» в обеих странах стало нарицательным.

Переход армии Наполеона через Березину - картина Петера фон Гесса 1844

«Великий» крах и белорусский вклад в него

Главным итогом сражения при Березине явилось полное уничтожение «Великой армии» Наполеона: по итогам битвы она прекратила свое существование как организованная сила, а сам Наполеон с трудом избежал плена. Французский император потерял при переправе через Березину около 50 тысяч человек пленными, ранеными, убитыми, утонувшими и замерзшими.

Это битва не только вошла в историю, но и обогатила язык, причем не русский: выражение C'est la Berezina знает сейчас каждый француз, даже тот, кто на самом деле мало понимает в истории. Оно обозначает полный крах и катастрофу. Скажем, в единственном вышедшем альбоме французской актрисы и певицы Софи Марсо (известной многим по фильмам «Бум» и «Бум-2») - Certitude (1985 год) - присутствует песня Bérésina. А в Швейцарии имеется народная «Песня о Березине»: в той битве погибла тысяча из 1300 швейцарских наемников, оставшихся к тому моменту в живых из 8 тысяч, начинавших вместе с Наполеоном нашествие на Россию.

Брилевское поле Фото - PLANETABELARUS.BY

Книга «Французы в России. 1812 год по воспоминаниям современников-иностранцев» приводит свидетельство одного из очевидцев того дня:

- Река эта, которую некоторые воображают гигантских размеров, на самом деле не шире улицы Рояль в Париже перед морским министерством. Что касается ее глубины, то достаточно сказать, что за 72 часа перед тем три кавалерийских полка бригады Корбино перешли ее вброд без всяких приключений и переправились через нее вновь в тот день, о котором идет речь. Их лошади шли все время по дну… Переход в этот момент представлял только легкие неудобства для кавалерии, повозок и артиллерии. Первое состояло в том, что кавалеристам и ездовым вода доходила до колен, что тем не менее было переносимо, потому что, к несчастью, не было холодно даже настолько, чтобы река замерзла; по ней плавали только редкие льдины… Второе неудобство происходило опять от недостатка холода и состояло в том, что болотистый луг, окаймлявший противоположный берег, был до того вязок, что верховые лошади с трудом шли по нему, а повозки погружались до половины колёс…

Причину же краха армии очевидец объясняет так:

- Целые толпы людей, у которых было 2 дня и 2 ночи, чтобы перейти реку, и которые не воспользовались этим временем вследствие апатии и потому, что никто их к этому не принудил, теперь, после того как ядра Витгенштейна начали сыпаться на них, захотели переправиться все сразу. Это огромное количество людей, лошадей и повозок, сбившись в кучу и совершенно закупорив входы на мосты, лишило себя возможности добраться до них. Очень большое количество людей, не попав на мосты, было опрокинуто толпой в Березину, где почти все и потонули».

Политолог: не победи мы в 1812 году французов при Березино, стали бы колонией

Партизанская баллада

Впрочем, белорусская земля способствовала разгрому наполеоновской армии и задолго до Березины. Захватчики потерпели первые тяжелые поражения под Кобрином и севернее Полоцка, в результате чего французская армия вынуждена была отказаться от продвижения в сторону Киева и Петербурга, сосредоточившись на центральном московском направлении.

В 1812 году. Картина И. Прянишникова

Кроме того, свой характер «партизанки» Беларусь выявила еще тогда - в Отечественную войну 1812 года. Когда французская армия столкнулась с мощным партизанским движением, организованных местными крестьянами и дворянами. Причем белорусские партизаны под Витебском и Полоцком при поддержке русских летучих отрядов действовали настолько активно, что Наполеон, опасаясь потерять Витебск, вынужден был перед Бородинским сражением отправить 12 тысяч солдат и офицеров на усиления витебского гарнизона. Находясь в Витебске, Наполеон всю вторую половину июля 1812 года размышлял, что ему делать дальше. При вступлении в город он ожидал, что ему поднесут символические ключи, но этого так и не произошло. Да и не могло произойти. Один из участников событий о пребывании французской армии в Витебске писал позже:

- Пылающие вокруг деревни и предместья города, улицы, которые усыпаны ранеными и мертвыми, поля, которые покрыты многими тысячами трупов, грабежи и насилии в городе и деревнях, убийства безоружных в их домах.

Французские гвардейцы под конвоем партизан - 2003 год. Картина В.  Сибирского

Как результат, вокруг Витебска и Полоцка разгоралась самая настоящая партизанская война против иноземных захватчиков. Крестьяне собирались в отряды, вооружались косами, топорами, захваченным у французов холодным и огнестрельным оружием. При этом помощь польско-литовской шляхты захватчикам (именно на нее в последние годы акцентируют внимание некоторые псевдоисторики, пытающиеся доказать, что Беларусь и Россия в 1812 году воевали по разные стороны фронта) вызывала у крестьян неподдельный гнев. Это часто выливалось в поджоги и разграбления шляхетских имений. Так, крестьяне деревни Смолевичи Борисовского повета под предводительством Прокопа Козловского сожгли имение Радзивилла вместе с самим его хозяином.
Нельзя забывать и об участии в Бородинской битве полков, укомплектованных выходцами из Беларуси. Так, с лучшей стороны во время Бородинской битвы проявили себя сформированные на Витебщине четыре полка 3-й пехотной дивизии, которые обороняли знаменитые Багратионовы флеши. А 24-я дивизия, состоявшая в основном из белорусов-крестьян Минской губернии, героически сражалась в центре обороны русских войск около батареи Раевского.

Орел вместо обоза

Фото из фонда Кобринского военно-исторического музея

Пока Европа стремится поражение под Студёнкой старательно исказить, а то и вовсе забыть, находится немало и тех, кто пытается события тех лет, наоборот, вспомнить. Но, увы, не для восстановления исторической справедливости, а исключительно в корыстных целях. Человеческие алчность и авантюризм, замешанные на реальных исторических событиях, дают в результате коктейль, будоражащий кровь многих искателей приключений.

Из курса школьной истории общеизвестно, что 210 лет назад армия Наполеона шла из Москвы, имея при себе «золотой обоз» с драгоценностями Кремля. Еще на 15 тысячах повозок французы перевозили другие «трофеи». Когда в ночь с 21 на 22 ноября 1812 года дорога захватчикам была перерезана на берегу Березины, «золотой обоз» только-только прошел городок Толочин. Место его исчезновения - цель бесконечных поисков, в том числе и в окрестностях Борисова. Еще в середине XIX века сюда приезжали французы, искали, рассказывали журналисту sb.by в Борисовском объединенном музее. Но в окрестных местах время от времени находят в основном лишь пуговицы мундиров наполеоновской армии. Исключением можно считать большого бронзового орла, служившего навершием на древке одного из наполеоновских знамен. Но и это - не «золотой обоз».

Впрочем, и орел сам по себе уникален: после военной кампании 1812 года во Францию не вернулось ни одного подобного экспоната. А в Беларуси он есть. Бронзовое навершие было найдено в июле 1963 года в речке Лошица в деревне Лошница Борисовского района. Высота фигурки орла - 31 сантиметр, ширина в размахе крыльев - 25,5 сантиметров. На латунной пластине рельефными цифрами изображен номер полка. Вес птицы, сделанной из позолоченной бронзы, - 1,85 кг. Оригинальный дизайн фигуры был выполнен известным французским скульптором Антуаном-Дени Чодетом.

Белорусская КЛАДовая

Вот почему древняя белорусская земля провоцирует у отдельных личностей нездоровый интерес не только в геополитической сфере, но и в плане банальной наживы. В 2001 году на глазах нашей коллеги под Борисовом был обнаружен уникальный клад - меч и сокровища викингов. Лет 15 назад в городе Глубоком на Витебщине нашли монеты времен Римской империи, в деревне Нисимковичи Чечерского района Гомельщины местный житель наткнулся на серебряные деньги конца XVIII века, а в центре полесского Столина трактор извлек ковшом бочонок с золотом. Ранее близ озера Подлазное на Глубоччине нашли предметы, которым около семи тысяч лет, а в 1973-м полоцкие школьники выудили из земли два пуда арабских дирхемов…

«Кто нашел друга, тот нашел клад» - с легкой руки создателей «Невероятных приключений итальянцев в России» эта поговорка обрела всесоюзную популярность. Увы, перестроить ее «наоборот» было бы изрядным преувеличением: обнаруженные в земле ценности, как правило, подвергают былую дружбу серьезным испытаниям.

Брилевское поле. Фото planetabelarus.by

- Поиск кладов давно стал бизнесом, - рассказал корреспонденту sb.by минчанин Михаил, занимающийся подобным промыслом с конца восьмидесятых годов. - И здесь каждый предпочитает рассчитывать на себя. Потому что чем шире круг участников, тем более вероятность попасть в поле зрения криминала.

Причем бизнес этот - многоуровневый: пока кладоискатели мечтают разжиться на найденных сокровищах, многие коммерческие структуры разживаются на самих кладоискателях. Стать искателем сокровищ можно едва ли ни «с нуля»: желающим предлагается широкий диапазон снаряжения, аппаратуры и специализированной литературы, старые карты и обучающие фильмы…

Как считают белорусские историки, на территории страны находятся тысячи кладов различной ценности. Так, в олимпийском 1980 году бригадир полеводов из деревни Козий Рог Буда-Кошелевского района Гомельщины Дмитрий Юрцов наткнулся на множество массивных серебряных украшений - шейных гривен.

Борисовский объединенный музей. Фото borisovmuseum.by

В июне 1988-го на пересечении улиц Володарского и Республиканской (ныне Городской Вал) в Минске экскаватор зачерпнул более десятка килограммов чистого серебра: монеты, медали, посуда конца XVII и начала XX столетий.

В 1989 году в Речице во время закладки археологических шурфов найдены золотые и серебряные польские монеты, а также бронзовая фибула - застежка для одежды, служившая украшением.

А в 2000-м в пойме Березины обнаружен кувшин с арабскими золотыми монетами IX-XI веков, три из которых имели исключительную ценность: ранее было известно лишь о четырех подобных дирхемах времен правления династии Аббасидов.

Куфическая драхма

- Но все-таки самостоятельный поиск особых результатов не приносит, - отмечает кладоискатель Михаил. - Ведь покопаться у стен Софийского собора в Полоцке или на улицах столичного Верхнего города не позволят. Есть городская легенда и о зарытом в центре Минска кладе - на земельном участке, на которым стоит ныне передвинутый когда-то Дом-музей 1-го съезда РСДРП. Понятно, что там тем более не покопать. Некоторые мои «коллеги» осенью перебираются на месяц к морю: на пляжах можно «поднять» ювелирные вещицы, утерянные отдыхающими. Разбогатеть на кладоискательстве трудно, скорее это хобби, основанное на знаниях, авантюризме и интуиции.

И все же работники Борисовского объединенного музея признаются: искатели сокровищ в город над Березиной нет-нет, да и заглядывают. Их несложно вычислить по специфическому интересу, характерным вопросам. Впрочем, на борисовских землях у «старателей» шансов на золото Наполеона нет.

Восстановление исторического наследия

Того же мнения придерживается и ряд кладоискателей из сопредельных стран.

- Клад зарыт в России, в треугольнике между Смоленском, Ельней и Калугой, - уверен, например, основатель крупной московской кладоискательской конторы Владимир Порываев.

Полоцкий клад

Структура эта, кстати, в отличие от «черных копателей» вносит немалый вклад и в столь актуальное в последние годы дело защиты исторической памяти. «Прекрасно понимая, что основная составляющая успеха - не только прибыльность бизнеса, но и массовый интерес к делу, Владимир продолжает открывать новые места «хранения живой истории» не только в России, но и в ближнем зарубежье, с каждым годом организуемые им экспедиции становятся увлекательнее, труднее и длительнее, - говорится на сайте компании. - С каждым годом число друзей «Кладоискательской конторы Владимира Порываева» растет. И, конечно, в геометрической прогрессии накапливаются бесценные знания о доселе неведомых либо искаженных политиками подробностях русской истории».

Рассказать о многом способны и современные белорусские земли. Одна из легенд о местных сокровищах связана с озером Стоячее, которое находится недалеко от расположенного между Минском и Смоленском белорусского городка Крупки. В 1942-м здесь кладоискательствовали даже гитлеровцы - и столь же безрезультатно, как и нынешние искатели приключений. С наполеоновскими кладами молва связывает и самое глубокое озеро Беларуси - Долгое, что в Глубокском районе. Впрочем, пока дайверам удалось извлечь с его 53-метровой глубины лишь керамические черепки да колесо от телеги.

И все же белорусские клады не просто находятся - они играют порой фундаментальное значение в корректировке знаний об истории Беларуси.
В 1984 году был обнаружен Полоцкий клад - во время работ по реконструкции Нижнего замка. Это 6 золотых предметов - фрагментов западноевропейских (возможно, шведских) средневековых ювелирных украшений из золота 958-й пробы: 5 браслетов и шейные гривны-цепочка. Общий вес клада - 334,36 г. Факт такого обнаружения имел огромные последствия для белорусской и российской истории, рассказал sb.by известный белорусский историк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессора Игорь Марзалюк:

Фото александра кулевского

- Раскопки, проведенные белорусским археологом и историком, нынешним ректором Могилевского госуниверситета имени А. А. Кулешова Денисом Дуком подтвердили летописные утверждения о существовании града Полоцка в IX-X веках. Как великий город и мощную крепость «в Гардах» (то есть на Руси) Полоцк много раз упоминали и скандинавские саги. И это вполне справедливо. Как показали исследования Дениса Дука, в результате развития посада и торговых территорий к середине XI века площадь Полоцка увеличилась более чем в 20 раз - до 200 гектаров! Город стал крупнейшим на территории Восточной Европы и занял площадь, превосходящую все города Древней Руси.

Полоцк. Памятник героям Отечественной войны 1812 года. Фото Антона Степанищева

При этом город имел сильные вечевые традиции, обращает внимание ученый и парламентарий:

- Полоцкое вече, традиции народной демократии действовали с XI по XV века, полоцкие бояре и ремесленники определяли во многом внешнюю и внутреннюю политику своей земли. Этот вечевой строй с гордостью позволял горожанам говорить о «полоцкой свободности» либо о Полоцкой Венеции. Таким образом, и археологические данные, и письменные источники свидетельствуют, что процесс становления Полоцка как центра древнейшего образования на белорусских землях проходил преимущественно на местной, славянско-кривичской основе. Полоцкие князья сохранили не только исключительное право на управление своей землей, но и коллективную память о родоначальнике своей династии - Рогволоде. Память про полоцких князей и их самостоятельную политику, силу и могущество долго сохранялась во всем восточнославянском регионе, а в летописях Московского государства XVI века Полоччину часто называли Рогволодовщиной. И неспроста: Полоцкое княжество претендовало на гегемонию во всем восточнославянском мире.
Сегодня, когда Беларусь и Россия сталкиваются с теми же вызовами, что и 210 лет назад, а именно с западноевропейскими агрессивными идеями экспансионизма и стремления «колонизировать» белорусский и русский народы, надежным щитом для противодействия таким попыткам выступает наше историческое прошлое. Которое - при объективном подходе к нему - вновь и вновь доказывает: Беларусь и Россию объединяет единое цивилизационное пространство, сформированное столетиями совместного исторического проживания и развития, общие для обоих народов ценности и нравственные идеалы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter