Бывший главный архитектор Минска и первый замглавы Москомархитектуры Юрий Григорьев: стекломания и «плоскомордие» фасадов - не в наших традициях

Юрий Григорьев: стекломания и «плоскомордие» фасадов - не в наших традициях

Как не утратить индивидуальность в погоне за новомодными трендами
Известный специалист в градостроительстве рассказал «СВ», как создавался облик двух столиц. И о том, как не утратить индивидуальность в погоне за новомодными трендами.


Дом Москвы в Минске, открытый в 2009 году, и памятник Пушкину 
на берегу реки Свислочь - знаковые проекты для Григорьева-архитектора
Фото БЕЛТА

РЕЖЕТЕ «ЛЕГКИЕ».  А ЧЕМ ДЫШАТЬ?

- По какому пути сейчас развивается Златоглавая?

- Москва - прежде всего столица России, где сосредоточены органы управления, крупнейшие центры науки, образования, культуры. Но это и огромный мегаполис, поэтому в нем планомерно развивается комплексная инфраструктура. Большее внимание на транспортную систему, включая создание новых линий метро. А также на благоустройство улиц, площадей и парков.

- Какие проблемы есть в градостроительной политике?

- Создавая материальное пространство, необходимо беречь природную среду. Раньше всегда очень внимательно относились к лесопарковому поясу вокруг Москвы. Это «легкие» столицы. Но строительная монетизация в Подмосковье уничтожает ландшафты, леса, речки... На их месте вырастают многоэтажные «коробки». Экология мегаполиса с каждым годом ухудшается. Саженцы, которыми пытаются компенсировать лесные потери, станут настоящими деревьями только через десятилетия.
Другой пример. Район Крылатское - одна из самых экологически чистых зон Москвы с активным рельефом, рядом река, целая группа спортивных объектов, построенных к Олимпиаде-1980. Но вместо того чтобы здесь создать главный центр отдыха и спорта, район застроили панельной «типовухой».

ВМЕСТО ВЫСОТОК - ПАРКИ

- Как вам сегодняшний Минск?

- В довоенные годы был небольшим городом с местечковыми улицами. Градостроители в послевоенные годы после страшных разрушений заложили основы современной белорусской столицы. Сегодня это крупный многофункциональный город со средой, удобной для жизни и сомасштабной. То есть той, где на жителей не давят высотки.

Одно из главных достижений - создание водно-зеленого диаметра (кольца) как главной композиции. Он проходит через центр города, множество парков, так что все периферийные жилые районы охватываются рекреационными пространствами.

Беларусь первая в Советском Союзе придумала блочно-секционный метод в строительстве жилья. Такие площадки с квартирами можно строить разной этажности и конфигурации, не нанося ущерб экологии и окружающей среде. Новые районы уже тогда славились комплексностью застройки.
- А что в белорусской столице не нравится?

- К отдельным перегибам в застройке могу отнести огромный комплекс за цирком. Площадь Победы - золотая историческая зона, созданная после войны. Парковая зона гармонично переливалась в Парк Горького. Но построенное здание фактически нарушило этот великолепный исторический ансамбль.

Свое лицо или маска «мультикультуры»?

- Вам близки новые стили? Судя по опыту многих городов, сложно сочетать историческую преемственность и взгляд в будущее.

- И в советский период, и в последние десятилетия много создано красивых уникальных комплексов, которые украсили облик Москвы и Минска в целом. Архитектура должна быть устойчивой во времени и при этом учитывать преемственность истории и традиций.

Я против прозападного абстракционизма и «мультикультуры». В ряде районов обеих столиц стали появляться палкообразные башни-стекляшки, нарушающие исторический и человеческий масштаб застройки.

Традиционно светлая и белокаменная Москва за последние годы в отдельных местах стала зрительно изменяться из-за яркой «петушиной» и, наоборот, слишком мрачной колористики фасадов и их примитивного «плоскомордия» с приоритетом стекломании. Что не свойственно российскому климату и традициям. Но это мое субъективное мнение.

- Как тогда, по-вашему, должна развиваться архитектура столиц в дальнейшем?

- Архитектура - неотъемлемая часть культуры, долговечное отражение той или иной эпохи. Россия и Беларусь сильны своей глубокой генетической преемственностью и передачей наследия из поколения в поколение, несмотря на труднейшие испытания. Наши предки всегда внимательно изучали зарубежные прогрессивные достижения и использовали то, что целесообразно и полезно, но с адаптацией к нашим условиям, климату и традициям, тщательно фильтруя и отбрасывая все чуждое.

Я надеюсь, что Москве и Минску хватит сил, исторической мудрости, профессионализма и энергии, чтобы сохранить и приумножить свои неповторимые черты.

О ЛИЧНОМ

Фото Ольга САРУХАНОВА
«Хотел восстанавливать города после войны»

- Как из родной Новгородчины судьба забросила вас в Беларусь?

- В 1944 году после освобождения Барановичей (Брестская область) отца направили туда на службу. Там прошли мои детство и юность.

Наше поколение - дети войны, свидетели ее тяжелых и страшных реалий. Но это время воспитало в нас чувства патриотизма и ответственности. Когда в 1946 году я впервые попал в Минск, увидел город в руинах. Тогда и появилась мысль, что хочу помочь все восстановить и создать что-то новое. Стать архитектором. К тому же я с детства хорошо рисовал и неплохо учился.

- Что считаете самым главным в профессии?

- Архитектура - синтез разных специальностей. Ты и художник, и инженер, и социолог, и медик, и прогнозист. Архитектор организует материальное пространство, в котором человек находится - живет, работает и отдыхает. Он взаимодействует с разными специалистами - с конструкторами, электриками, сантехниками, экономистами, которые обрабатывают его идеи. Он идеолог, режиссер и дирижер того, что создает.


ДОСЬЕ «СВ»

Юрий Григорьев родился в 1932 году в Новгородской области. В конце Великой Отечественной войны семья переехала в Беларусь. После учебы в Московском архитектурном институте вернулся в Минск. Карьеру начал в «Белпромпроекте», потом перешел в «Минскпроект». 12 лет занимал пост главного архитектора Минска (1974 - 1986), а потом был приглашен в Москву на пост первого заместителя главного архитектора. В последние годы работал творческим руководителем Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования.

Имеет звания народного архитектора России, заслуженного архитектора Беларуси, лауреат премии Совмина СССР, трех госпремий Правительства РФ и премии Союзного государства.
Знаковые проекты:

В Минске: Генплан столицы, объекты метрополитена, аэропорт «Минск-2», «Дом Москвы».
В Москве: Медцентр МГУ на Ломоносовском проспекте, Выставочный комплекс «Малый манеж», «Берлинский дом» на Петровке, Деловой и культурный комплекс Посольства Беларуси в РФ.



Татьяна МЫСОВА
t.mysova@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter