Бьюсь об заклад

Несколько лет назад, когда личный бизнес переживал тяжелые времена, а деньги взять было не у кого...

Несколько лет назад, когда личный бизнес переживал тяжелые времена, а деньги взять было не у кого, Андрей заложил в ломбард машину. Сегодня трудности позади, авто давно выкупил, но он — постоянный клиент в минском ломбарде по улице Богдана Хмельницкого.


— Что у нас новенького? — с этим вопросом Андрей заглядывает регулярно. Работницы сразу протягивают список выставленной на продажу техники по весьма доступным ценам.


Казалось бы, сейчас, когда благодаря различным интернет–барахолкам купить, продать или обменять любую вещь не составляет труда, кому нужны ломбарды? Так считала и я, но ровно до тех пор, пока сама по ним не прошлась. И что вы думаете? Ломбарды даже не думают уходить на покой.


Шуба? Лучше новый ноутбук


Сюда любого могут привести жизненные обстоятельства. Чаще всего людям нужно просто перехватить до получки, пенсии или стипендии. А бывает, приехал человек в командировку, сломалась машина, но денег на ремонт и знакомых, которые могли бы их одолжить, нет. Вот и приходится закладывать телефон...


Точное количество ломбардов  назвать сложно, говорят в Главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома. Этот бизнес, кроме отдельных случаев, не требует лицензии. А поэтому залоговые пункты растут, как грибы после дождя. Только в Витебске — более 20 ломбардов! Причем жалоб нет. Но если раньше охотно несли и принимали меха, кожаные куртки и дубленки, то теперь мне с порога заявили в одном из ломбардов: «Случай с каждой шубой рассматриваем отдельно!» Сейчас «золотое дно» — техника: мобильные, фотоаппараты, компьютеры, пылесосы... Причем есть свой «возрастной ценз»: аппаратура должна быть не старше двух лет, так что пристроить дедушкин магнитофон не получится.


Самым же ходовым товаром остаются золотые цепочки, колечки, браслеты. Чтобы получить право работать с драгметаллами, ломбард получает лицензию в Министерстве финансов. Колечки–сережки у вас примут практически везде. Однако рассчитают по скупочным ценам. Проблема еще и в том, что специалисты, оценивающие «ювелирку» не только на вес, но и с точки художественной ценности, в ломбардах не работают.


Машина в полцены


Уже лет десять, как на рынке возникло новое явление — автоломбарды (они последнее время предлагают принять даже яхты и вертолеты!). И в чем здесь выгода? Наугад звоню в одно из кредитных учреждений. Мужской голос интересуется «родословной» машины: модель, год выпуска, объем двигателя и приглашает нас с «Ситроеном» «на оценку».


— Она у вас «чистая»? Неворованная? — первым делом спрашивает парень, представившийся Игорем. Вот так вопрос! Впрочем, чему удивляться, ведь, как уверяет сайт, фирма берется за любое авто, «кроме игрушечных». В том числе и за машины с проблемной документацией. Но это не мешает работникам автоломбардов жаловаться: то и дело разные сомнительные личности пытаются пристроить у нас ворованные авто. Поэтому некоторые напрочь отказываются работать с машинами, оформленными по гендоверенности...


В основном, по словам Игоря, привозят рухлядь. Поэтому и зарабатывают на процентах с нее сущие копейки. Дорогие авто — большая редкость. Сдают их, когда деньги нужны позарез — например, покупают недвижимость или пытаются закрыть брешь в бизнесе.


Одно время на формально отправленном в ломбард автомобиле разрешали даже ездить! Но один за другим несколько клиентов, получив деньги на руки, укатили в Россию на своих заложенных машинах. Так что сейчас транспорт отправляют на охраняемую стоянку. На беглецов, конечно, подали в суд. «А толку?» — разводит руками Игорь. Сколько «лошадка» пробудет на паркинге — зависит от вас. В принципе, услуга залога бессрочна, только платите проценты. Но за каждый день просрочки штраф — 1 процент...


Наш заемщик деловито осматривает машину, заводит ради интереса, прислушивается к работе двигателя. На размер ссуды влияет любая вмятина, царапина. По–хозяйски похлопывая по крыше, Игорь выносит вердикт:


— На 5.000 долларов потянет. «Ситроены» и так дешевые. И окна у вас запотевают...


— Так ведь дождь на улице какой! Зато автомат! Маловато даете... — борюсь за цену.


— Ну ладно, 5.500, — расщедривается.


Накануне специально поинтересовалась, сколько стоит мой «Ситроен» на рынке. В среднем — от 9.000 до 11.000 долларов. Да и сайты автоломбардов в унисон обещали выдать до 80 процентов стоимости. На практике же выходит лишь 50 процентов, в среднем — под 7 процентов в месяц. Была бы у меня кредитная история, может, кое–что выиграла бы: постоянному клиенту процент ставят ниже, а вещь оценивают подороже. А так за свою «ласточку» не первой свежести, но в хорошем состоянии получу 5.500. С условием: вернуть сумму к концу месяца с 385 долларами процентов.


***


Легко обещать: «С зарплаты мигом все выкуплю!» Но на практике за вещами возвращается лишь каждый второй. Не дождавшаяся хозяина, «ювелирка» через месяц отправляется в госхранилище, а техника выставляется на продажу. За машиной же приходит абсолютное большинство (хотя каждый месяц ломбарды вынуждены продавать минимум два авто). Бывает, люди годами перезакладывают одно и то же. Видимо, вещица особенная, дорогая для них, но выкупить нет возможности. В одном из ломбардов вспоминают даму, которая каждый раз закладывала по серебряной рюмке — всего в результате принесла 5 штук. Продлевала и продлевала договор. А недавно махнула рукой: «Продавайте!» Осталось гадать: куда делась шестая? Оставила себе на память?


К сведению


Что почем? (средний процент от оценочной стоимости машины, который берут минские автоломбарды):


1 месяц – 7%


2 месяца – 6%


3 месяца и больше – 5%


Кстати


В России за два года молодой человек умудрился отдать под залог 11 иномарок с измененными номерами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter