Бюджетная арифметика

Сколько денег заработала и потратила страна в прошлом году, почему приходится пересматривать бюджет, будут ли повышать пенсионный возраст?

Сколько денег заработала и потратила страна в прошлом году, почему приходится пересматривать бюджет, будут ли повышать пенсионный возраст?

Вопросов на очередном заседании Палаты представителей Национального собрания звучало немало. И это неудивительно, поскольку вчера в Овальном зале депутаты считали бюджетные деньги. Грамотно свести баланс между доходами и расходами порой не получается даже в отдельно взятой семье.

А в масштабах государства это и вовсе настоящее искусство. В итоге отчет об исполнении республиканского бюджета за прошлый год парламентарии все же утвердили, но без дискуссий не обошлось.

В тонкости финансовой политики пришлось вникать не только депутатам, но и журналистам. Заместитель министра финансов Максим Ермолович щедро сыпал цифрами с девятью и двенадцатью нулями. Если вкратце, то в прошлом году страна потратила больше, чем заработала. Госказну пополнили на 105,8 триллиона рублей, расходы же превысили 108 триллионов. В итоге бюджетный дефицит составил более двух триллионов рублей, хотя изначально бюджет-2013 утверждали как максимально сбалансированный и бездефицитный. Но поскольку правительству не удалось достичь запланированных параметров социально-экономического развития, пришлось вносить некоторые коррективы в расчеты. В связи с этим прозвучал и резонный вопрос депутата Ольги Политико о качестве прогнозирования. Замминистра суть проблемы объясняет спецификой белорусской экономики, которая крайне зависима от ситуации на мировых рынках, внешнего спроса, цен на энергоносители и прочих труднопредсказуемых факторов. Казалось бы, неожиданный, спровоцированный извне конфликт на калийном рынке затронул всего один товар, но он существенно повлиял на весь прогноз в целом. Суммарные потери бюджета оцениваются более чем в четыре триллиона рублей.

Снизили объемы экспорта и сразу же ощутили недобор валюты, а далее все по цепочке — давление на обменный курс рубля, высокие процентные ставки, снижение золотовалютных резервов, инфляция. В целом из-за ухудшения макроэкономических условий казна недосчиталась почти 17 триллионов рублей, что эквивалентно двухмесячному уровню доходов республиканского бюджета.

Впрочем, это не помешало сохранить социальную направленность бюджетной политики. Жилья, например, построили даже больше, чем планировали, исправно финансировались здравоохранение и образование, выплачивались зарплаты, пенсии и пособия. К слову, расходы на выплату пенсий и пособий составили 98 процентов расходной части государственного внебюджетного фонда социальной защиты. При этом, отвечая на вопросы депутатов, министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина еще раз подтвердила: никаких проектов решений по поводу повышения пенсионного возраста в министерстве не разрабатывается, потому как государство пошло по пути стимулирования трудовой деятельности человека после достижения им пенсионного возраста.

— Вакансий хватает, а 55 и 60 лет — не предельный возраст для работы, — пояснила министр. — Тем более что работающим пенсионерам выплачивается часть пенсий.

Несмотря на все сложности, государство своевременно рассчиталось по внешнему госдолгу. Его размер составил 12,4 миллиарда долларов, или 17,4 процента к ВВП, при пороговом значении не более 25 процентов. Конечно, чтобы не выйти за параметры экономической безопасности, где-то пришлось ужаться, приостановить финансирование некоторых проектов. Эту проблему подняла депутат Елена Шамаль, предложив ежеквартально, с учетом фактического уровня инфляции, пересматривать расходы бюджета на развитие социально важных отраслей. Но Максим Ермолович остался непреклонен:

— Если будем на марше наращивать бюджетные расходы, выделять дополнительные средства, не имея подкрепления в доходах, то будем увеличивать бюджетный дефицит и только стимулировать инфляцию. Поэтому если ситуация с доходами формируется не так, как планировали,  единственный выход — это оптимизировать расходы, соизмерять желания с возможностями.

В перспективе республиканский бюджет планируется формировать на несколько лет вперед, как это делают в России, Казахстане и других странах. Соответствующий законопроект уже на подходе. Кроме того, в правительстве подумывают о возвращении дорожного фонда для финансирования строительства и ремонта дорожной сети. Но при любых новациях главное условие неизменно — повышение ответственности всех тех, кто пользуется бюджетными средствами, говорит председатель профильной парламентской комиссии Людмила Добрынина.

— Каждый должен понимать: если берешь государственные деньги, их надо возвращать. А от вложенных средств должна быть максимальная отдача. Тогда проще будет выполнять и социальные обязательства.

В тему

В правительстве приступили к формированию основных экономических показателей страны на будущий год. “Мы должны быть объективны, неформально подойти к этому, чтобы найти ответы на самые злободневные вопросы: как будем выполнять международные обязательства, работать в Едином экономическом пространстве Беларуси, России, Казахстана, как будет выглядеть налогообложение”, — поставил задачу премьер-министр Михаил Мясникович. Основное внимание предлагается направить на снижение инфляции, развитие экспорта и привлечение иностранных инвестиций. Кроме того, к концу следующего года планируется  выйти на стопроцентную окупаемость затрат на услуги по электро-, газо- и водоснабжению. Наиболее оптимальным в нынешних условиях является переход на повсеместную систему диверсифицированных тарифов в зависимости от нормативов потребления услуг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter