В государственных расходах приоритет отдается социальному блоку

Бюджет с народным уклоном

Недавно один весьма уважаемый витебский реаниматолог убедительно рассказывал про нюансы и сложности своей профессии. Высказал и собственное мнение про коронавирус. В том числе и критическое: мол, к его приходу можно было подготовиться лучше. Не профессионал в теме эпидемиологии — дискуссировать не берусь. Хотя в истории редко (а точнее — никогда не) удавалось полностью подготовиться к форс-мажору: войне, стихийным бедствиям, пандемиям… На то он и форс-мажор, чтобы быть внезапным и таить в себе много неизвестного. Потом, задним числом, уже все понимают: можно было и лучше готовиться. Впрочем, у врача есть свое видение причинно-следственных связей: мол, милицейская техника для страны оказалась важнее. Аргументировать тезис не стал. Ведь все же и так понятно. Как-то неудобно за медика: разумный человек, а поддался расхожему мнению — если у кого-то что-то отобрать, то можно решить все проблемы. Ну и список «богатеев» классический: силовой блок, крупные предприятия… Они все народные деньги съедают, и другим ничего не остается. Хотя домыслы не всегда соответствуют фактам, а они лежат в реальных расходах бюджета.

Фото  pixabay.com

Если тайна возникновения мифа об Атлантиде иной раз интересней самой Атлантиде, то истоки легенды о шикующих за счет бюджета чиновниках, силовиках и «красных» заводах кроются в республиканском бюджете. И вроде его цифры говорят, что не врут сторонники теории «милитаризации». На общегосударственную деятельность в прошлом году израсходовали 43,5 процента республиканского бюджета, на нацоборону, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (тот самый пресловутый блок) — 17,6, на национальную экономику (те самые «убыточные соски») — 16,5. А на здравоохранение с образованием пришлось всего по пять процентов! Ну просто «золушки»! И повторяется на все лады формула хорошей жизни, транслируемая еще небезызвестным Шариковым: «а все взять и поделить». И заживем! Ведь все так просто. И как не поверить поборникам этой идеи, когда они показывают реальный документ из Минфина. Подлинный. 

Он таковым и является. Только республиканский бюджет — далеко не вся казна. А лишь около половины. Даже чуть меньше. Вторая половина налоговых денег поступает и расходуется из местных бюджетов. И вот там-то и лежит вся социалка. Кстати, весьма немаленькая. Расходы на образование и здравоохранение в местных бюджетах превышают половину. Поэтому если быть честным и посмотреть на консолидированный бюджет (и республиканская, и местная казна), то по доле расходов (в процентах) в лидерах будут как раз образование (18,6) и здравоохранение (16). А вот национальной обороне достается 3,7 из всех бюджетных денег, остальному силовому блоку — 7! Конечно, это тоже немалые суммы. Но пропорции показывают четкий акцент бюджета на социальный вектор. И это без учета Фонда социальной защиты населения. Формально он внебюджетный, но именно из него выплачиваются все пенсии, пособия, больничные. А ведь ФСЗН (чистая социалка) по объемам расходов приблизительно равен республиканскому бюджету! Словом, если сложить все средства, которые перераспределяются государством, то доля условных «пушек» получится совсем скромной по сравнению с затратами на социальную инфраструктуру. 

Конечно, всегда можно углубиться в длинную дискуссию: а нужно ли нам столько оружия и боеприпасов, специальной милицейской техники? Кстати, такие споры и есть — в ходе формирования бюджета. И весьма жаркие. Без обоснований «выдавить» копейку из Минфина сложнее, чем поймать золотую рыбку. Кто плавал — знает. Другой вопрос, что в некоторых сферах у нас эксперты ходят парадными коробками. И дай им только потренировать математические способности в конвертации закупаемой техники для силовых ведомств в аппараты МРТ и КТ. Для нормального функционирования государства нужно и то и другое. В разумных пределах. Нет, ну можно машины ДПС продать с молотка, спецфургоны — в утиль, пересадить милицию на коней, а задержанных гонять по улицам в маршевых колоннах, как в XIX веке! Но это уже из разряда идиотизма.

Кстати, немного про 16,7 процента бюджета, которые уходят на поддержку национальной экономики. Из этой суммы больше всего достается сельскому хозяйству и дорожно-транспортной отрасли — больше двух третей расходов. Можно до бесконечности спорить, стоит ли деньги «закапывать» в полях, но во всем приличном мире субсидируются производители продовольствия. Не по причине лености крестьян или их невозможности зарабатывать самостоятельно. Просто эффективный обмен продукцией между городом и деревней — одна из древнейших экономических проблем. Возможно, те или иные субсидии не самый идеальный, но пока лучший способ решить проблему. Идеалисты-большевики пустили эту тему поначалу на самотек. И все закончилось дорогими продуктами, голодом в городах и продразверстками в деревне. Вопрос поддержки дорожно-транспортного хозяйства — из той же оперы. Нет для них ресурсов — нет трасс и доступных билетов для пассажиров. Проживут ли транспортники без поддержки бюджета? В принципе, да. Вопрос цены проезда. А она влияет на мобильность населения — один из серьезнейших факторов развития всех остальных отраслей экономики.

Непосредственно промышленному сектору достается всего 18,3 процента от расходов казны на национальную экономику или около трех процентов от консолидированного бюджета. Много это или мало — вопрос очень даже философский. И если посмотреть бесстрастно, то промышленники во многих государствах получают намного больше государственных средств, чем в Беларуси. Правда, механизмы от страны к стране могут отличаться, но сути это не меняет. И если отключить нашу индустрию от ресурсов, она потеряет конкурентоспособность. Только и всего. И торжественно заглохнет. А где люди будут работать? Зарплату получать? По этой причине в других государствах и поддерживают свою индустрию, а не от избытка денег или любви к меценатству.

Словом, бюджет не пирог, который разрезал, съел и забыл. Он плотно вплетен в экономику, связан с различными отраслями многочисленными ниточками-веревочками. Дерни за одну — зашевелится весь экономический ковер. И узор на нем изменится. Хорошо, если приятней глазу станет, а ведь от резких движений и все полотнище может распуститься. Поэтому даже эксперты из международных организаций (а их сложно заподозрить в душевных симпатиях к нашей экономической политике) рекомендуют очень аккуратно относиться к бюджетным трансформациям, просчитывать все возможные макроэкономические издержки. Просто поменять «пушки» или «станки» на «масло» далеко не означает результат повышенной сытости. Результатом простых и, как кажется обывателям, справедливых решений может стать не развитие, а деградация. Как страны и общества в целом, так и отдельных отраслей в частности. Тут уж как в медицине: надо подобрать такое лечение, чтобы и хворь победить, и другие органы оставить в целости и сохранности. Есть врачебное искусство, есть и финансовое. Надо признавать право быть профессионалами представителей других профессий. Это я о некоторых эмоциональных комментариях, которые приводил в начале статьи.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter