Бюджет развития

Закон о бюджете - особый.
Закон о бюджете - особый. И для домохозяек, и для министров. И еще у него есть особенность - закон всегда рождается в муках. И сейчас он переписывался Минфином ни много ни мало - четыре раза. Учитывая его значимость, вполне логично, что вся работа над проектом находилась под контролем Президента. Тем более что по регламенту этот документ официально представляется на рассмотрение депутатского корпуса именно Президентом. И любые поправки в проект могут вноситься лишь с его согласия.

Поэтому никак не назовешь обычным совпадением такой факт. Еще в минувшую пятницу вечером парламентарии планировали начать рассмотрение проекта бюджета в понедельник, в 10 часов утра. Однако в преддверии заседания в планы депутатов была внесена корректировка. Вчера утром Александр Лукашенко собрал рабочее совещание с участием членов правительства и представителей парламента. Главным вопросом совещания, как сообщает пресс-служба Президента, стало рассмотрение поправок, предложенных депутатами по проекту закона о бюджете на 2004 год после его рассмотрения в первом чтении, и замечаний, касающихся законопроекта, также имеющего непосредственное отношение к бюджетной сфере, - "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения". В связи с этим рассмотрение проекта бюджета в Овальном зале парламента было перенесено на несколько часов позже.

На совещании Президент подчеркнул свою принципиальную позицию в отношении ряда замечаний и предложений, которые поступили к нему от депутатских комиссий. Так, некоторые из предложенных поправок создают лазейки для криминала. "Этих окон, дыр в законе быть не должно, все должно быть однозначно, потому что нам необходимо поддерживать людей и в течение двух лет выйти на уровень заработной платы в 250 долларов", - подчеркнул Александр Лукашенко. Бюджет 2004 года, отметил Президент, является напряженным и закрепляет взятый курс на отход от практики предоставления необоснованных льгот. Отступления от этой концепции недопустимы, отметил Президент. В то же время Александр Лукашенко не исключил предоставление преференций отдельным предприятиям или гражданам, осуществляющим социально значимые проекты. Вместо создания льгот огулом надо думать о поддержке в каждом отдельном случае, предоставлять льготы под конкретные проекты, только таким образом помощь будет оказана действительно нуждающимся, а не тем, кто сможет ее получить путем различных ухищрений и злоупотреблений. "Нам надо быть очень осторожными, возвращаясь опять к каким-то льготам", - считает Александр Лукашенко.

Во второй половине дня парламентарии продолжили пленарное заседание и утвердили во втором чтении проект бюджета страны на 2004 год. Как сообщил и.о. Премьер-министра Сергей Сидорский, практически по всем предложениям депутатов (в проект бюджета не вошли около 80 поправок) членам правительства даны конкретные поручения, и вопросы будут решаться в ходе исполнения бюджета в рабочем порядке.

Бюджет будущего года сохраняет свою социальную направленность. Приоритетными направлениями бюджетных расходов являются повышение заработной платы, финансирование в полном объеме здравоохранения, учреждений образования, помощь малообеспеченным слоям населения. Словом, бюджет ожидается "адресным" - обращенным к насущным ожиданиям людей.

Виталий Кулик, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по проблемам Чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию

: - У нас есть замечания по всем направлениям, но в процессе работы нам удалось согласовать многие позиции. Так, мы добились выделения отдельной строкой 1,7 миллиарда рублей на приобретение медицинского оборудования и решение коммунальных проблем на загрязненных территориях. Во-вторых, решили вопрос по питанию детей.

Остаются проблемы по реализации программы минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Не хватает средств на закупку минеральных удобрений, необходимых хозяйствам для получения чистой продукции, на переспециализацию хозяйств, на приобретение техники и автобусов для подвоза детей в школы. Правда, правительство заверило нас, что в процессе исполнения бюджета средства будут изысканы, и все эти мероприятия профинансируются в полном объеме

Игорь Котляров, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу

: - Большинство наших предложений были учтены еще при разработке проекта бюджета на уровне Министерства финансов. Нам удалось решить вопросы с выделением средств на ремонт и реконструкцию объектов культуры, на поддержку белорусского кинематографа. Значительно увеличены расходы на образование. Конечно, нас беспокоит, что существенная часть средств идет на выплату зарплаты, но все понимают, что учителю нужно платить, и платить достойно.

Александр Азарченков, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрным вопросам

: - Из консолидированного бюджета на финансирование АПК планируется направить полтора триллиона рублей. Конечно, эта цифра небольшая, ни с какой Европой нам не сравниться, но в той же России в среднем на гектар государство затрачивает в два раза меньше. Поэтому мы трезво оцениваем ситуацию и, учитывая социальную направленность бюджета, требовать большего просто нереально. У нас другая, но очень серьезная претензия. Комиссия категорически против того, чтобы средства из фонда поддержки сельхозпроизводителя шли, по сути, не на поддержку села, а предприятиям промышленности, которые обслуживают сельское хозяйство. Закупочные цены на те же молоко и мясо нельзя напрямую поднимать - это ударит прежде всего по потребителю и по перерабатывающим предприятиям, которые можем загубить уже через пару лет..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter