Бюджет ощутил бремя денег
22.07.2005
В 2006 году ожидается очередное снижение налоговой нагрузки
В казне стало больше денег. План бюджета первого полугодия по доходам перевыполнен на 700 млрд. рублей, это почти на 8 процентов больше, чем ожидали осторожные финансисты. А налоги, как известно, — зеркало экономики страны.
Хотя начало 2005 года было очень непростым и сопровождалось бурной дискуссией о том, смогут ли отечественные предприятия безболезненно пережить переход страны на новый принцип взимания налога на добавленную стоимость в торговле с Российской Федерацией? Не упадут ли у них объемы экспорта? О судьбе экспортеров и истоках налогового профицита корреспондент «СБ» беседует с заместителем министра по налогам и сборам Ларисой КОНДРАТОВОЙ.
— Лариса Александровна, почему наши предприятия так настороженно отнеслись к переходу в торговле с Россией на принцип уплаты НДС по стране назначения и какова ситуация сейчас?
— Предприятия–экспортеры выиграли. Для них теперь применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость не только в торговле с дальним зарубежьем, но и с Россией. Например, автомобильный завод закупает металл, комплектующие, электроэнергию и т.д. Все эти элементы затрат производства содержат 18–процентный НДС, но, отправляя готовую машину в Россию, предприятие получает этот так называемый ввозной налог обратно из нашего бюджета. За полгода мы собрали в бюджет около 1,3 триллиона рублей НДС, а экспортерам вернули более триллиона рублей. Это к вопросу о вымывании оборотных средств. Налоговая нагрузка, наоборот, снизилась. Вывозить товар было выгодно всегда, теперь тем более. И бюджет не внакладе. Поступление налога на добавленную стоимость выросло почти на 46 процентов к уровню прошлого года. Минусов не вижу.
Ну а настороженность понятна: опасались, что срок возмещения входного НДС из бюджета будет слишком длительным. Мы учли интересы хозяйственников, и процедура возврата сокращена с 9 до 3 месяцев, а проверка обоснованности применения нулевой ставки налога длится вместо прежних 60 лишь 15 дней. Если у предприятия сложное финансовое положение, то Минфин может принять решение об ускоренном возврате входного НДС. Некоторые промышленники обращаются с просьбой зачесть причитающийся к выплате из бюджета НДС в качестве уплаты других налогов (за исключением отчислений в соцстрах и подоходного налога). Такой механизм не противоречит законодательству, и зачеты производятся.
— Оправдались ли опасения, что россияне будут подводить наших поставщиков, не уплачивая НДС на белорусскую продукцию на своей территории?
— Случаи такие были, но — единичные. Как можем помогаем, связываемся с налоговыми инспекциями. Но даже если заявление с отметкой об уплате НДС на территории Российской Федерации не пришло, наше предприятие заплатит налог только через 3 месяца после отгрузки товара. Причем это не 18 процентов, то есть не полная ставка, а всего 4 — 5 с учетом возврата входного НДС.
— Какие налоги обеспечили перевыполнение плана по доходам и ожидается ли снижение налоговой нагрузки в будущем?
— Налоговые органы контролируют 84 процента налоговых платежей. И с 2003 года план по их сборам мы выполняем с опережением. Скажем, в этом году план по налогу на добавленную стоимость перевыполнен почти на 14 процентов. А это главный бюджетообразующий налог, на долю которого приходится в разные годы 23 — 24 процента всех доходов. Налога на прибыль собрали на 15 процентов больше, акцизов — на 10.
В последние годы бюджетная политика направлена на снижение налоговой нагрузки и упрощение системы сбора налогов. Лет 10 назад в стране было порядка 30 налогов и сборов, теперь 18. Ставка по налогу на добавленную стоимость уменьшилась с 28 до 18 процентов, на прибыль — с 35 до 24, чрезвычайный налог — с 18 до 3 процентов. До 3,9 процента снижены оборотные налоги. Положительная динамика налоговых поступлений позволит их еще уменьшить.
Чем лучше будет работать экономика, тем больше появится возможностей для снижения налоговой нагрузки. Процессы эти тесно взаимосвязаны.
В казне стало больше денег. План бюджета первого полугодия по доходам перевыполнен на 700 млрд. рублей, это почти на 8 процентов больше, чем ожидали осторожные финансисты. А налоги, как известно, — зеркало экономики страны.
Хотя начало 2005 года было очень непростым и сопровождалось бурной дискуссией о том, смогут ли отечественные предприятия безболезненно пережить переход страны на новый принцип взимания налога на добавленную стоимость в торговле с Российской Федерацией? Не упадут ли у них объемы экспорта? О судьбе экспортеров и истоках налогового профицита корреспондент «СБ» беседует с заместителем министра по налогам и сборам Ларисой КОНДРАТОВОЙ.
— Лариса Александровна, почему наши предприятия так настороженно отнеслись к переходу в торговле с Россией на принцип уплаты НДС по стране назначения и какова ситуация сейчас?
— Предприятия–экспортеры выиграли. Для них теперь применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость не только в торговле с дальним зарубежьем, но и с Россией. Например, автомобильный завод закупает металл, комплектующие, электроэнергию и т.д. Все эти элементы затрат производства содержат 18–процентный НДС, но, отправляя готовую машину в Россию, предприятие получает этот так называемый ввозной налог обратно из нашего бюджета. За полгода мы собрали в бюджет около 1,3 триллиона рублей НДС, а экспортерам вернули более триллиона рублей. Это к вопросу о вымывании оборотных средств. Налоговая нагрузка, наоборот, снизилась. Вывозить товар было выгодно всегда, теперь тем более. И бюджет не внакладе. Поступление налога на добавленную стоимость выросло почти на 46 процентов к уровню прошлого года. Минусов не вижу.
Ну а настороженность понятна: опасались, что срок возмещения входного НДС из бюджета будет слишком длительным. Мы учли интересы хозяйственников, и процедура возврата сокращена с 9 до 3 месяцев, а проверка обоснованности применения нулевой ставки налога длится вместо прежних 60 лишь 15 дней. Если у предприятия сложное финансовое положение, то Минфин может принять решение об ускоренном возврате входного НДС. Некоторые промышленники обращаются с просьбой зачесть причитающийся к выплате из бюджета НДС в качестве уплаты других налогов (за исключением отчислений в соцстрах и подоходного налога). Такой механизм не противоречит законодательству, и зачеты производятся.
— Оправдались ли опасения, что россияне будут подводить наших поставщиков, не уплачивая НДС на белорусскую продукцию на своей территории?
— Случаи такие были, но — единичные. Как можем помогаем, связываемся с налоговыми инспекциями. Но даже если заявление с отметкой об уплате НДС на территории Российской Федерации не пришло, наше предприятие заплатит налог только через 3 месяца после отгрузки товара. Причем это не 18 процентов, то есть не полная ставка, а всего 4 — 5 с учетом возврата входного НДС.
— Какие налоги обеспечили перевыполнение плана по доходам и ожидается ли снижение налоговой нагрузки в будущем?
— Налоговые органы контролируют 84 процента налоговых платежей. И с 2003 года план по их сборам мы выполняем с опережением. Скажем, в этом году план по налогу на добавленную стоимость перевыполнен почти на 14 процентов. А это главный бюджетообразующий налог, на долю которого приходится в разные годы 23 — 24 процента всех доходов. Налога на прибыль собрали на 15 процентов больше, акцизов — на 10.
В последние годы бюджетная политика направлена на снижение налоговой нагрузки и упрощение системы сбора налогов. Лет 10 назад в стране было порядка 30 налогов и сборов, теперь 18. Ставка по налогу на добавленную стоимость уменьшилась с 28 до 18 процентов, на прибыль — с 35 до 24, чрезвычайный налог — с 18 до 3 процентов. До 3,9 процента снижены оборотные налоги. Положительная динамика налоговых поступлений позволит их еще уменьшить.
Чем лучше будет работать экономика, тем больше появится возможностей для снижения налоговой нагрузки. Процессы эти тесно взаимосвязаны.