"Бюджет обеспечивает макроэкономическую стабильность, высокие темпы экономического роста и повышение уровня жизни людей»

Многие встречают Новый год не раз: по новому и старому стилю, по китайскому и непальскому календарю. Но не все знают, что в ночь с 31 января на 1 февраля в нашей стране наступает новый финансовый год.

Многие встречают Новый год не раз: по новому и старому стилю, по китайскому и непальскому календарю. Но не все знают, что в ночь с 31 января на 1 февраля в нашей стране наступает новый финансовый год. Чем запомнился финансистам год уходящий и что готовит нам пришедший ему на смену? На эти вопросы «Р» попросила ответить министра финансов Республики Беларусь Николая Корбута.

— Бюджет прошлого года выполнен по всем доходным источникам. В прошлом году мы профинансировали все запланированные расходы: увеличение зарплат, пенсий и пособий, все мероприятия в социальной сфере, трансферты населению. Полагаю, рост зарплат, пенсий и стипендий почувствовали многие. Особенно возросла поддержка семьи, детей. Республиканский бюджет передал все необходимые ресурсы местным бюджетам. Фактически мы имеем меньший дефицит бюджета, чем планировалось. И у меня есть все основания считать, что в прошлом году мы сработали нормально и завершили его успешно.

— Как можно характеризовать бюджет 2006 года – бюджет развития, социально-ориентированный бюджет, бюджет жесткой экономии?

— Как это ни парадоксально, но все эти эпитеты к нему применимы. Отмечу, сформирован бюджет на традиционной, оправдавшей себя основе. Так, он обеспечивает макроэкономическую стабильность и высокие темпы экономического роста. Это достигается за счет поэтапного снижения налоговой нагрузки, упрощения налоговой системы и направления бюджетных средств на государственную поддержку приоритетных отраслей реального сектора экономики.

В бюджете предусмотрены вложения в человеческий фактор и социальное развитие, в укрепление материальной базы учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также на государственную поддержку строительства жилья. Разумеется, продолжится курс на повышение уровня жизни и социальную защиту населения через рост денежных доходов, оплаты труда, размеров пенсий, пособий и других выплат социального характера.

Что же касается экономии средств, то мы стремимся добиваться ее на всех стадиях бюджетного процесса: при планировании, финансировании расходов, проведении контроля. Сделать больше за меньшие деньги, рационально использовать государственные ресурсы – эти требования главы государства для нас стали непоколебимыми принципами работы. Хотя на практике к каждому рублю контролера не поставишь, и факты бесхозяйственности еще порой встречаются.

— Какими средствами будет располагать бюджет страны в новом, 2006 году? Какие доходные источники бюджета наиболее значимы?

— Бюджет 2006 года предусматривает привлечь и направить на развитие экономики страны, ее социальной сферы, на реализацию мероприятий по повышению уровня жизни людей более 35 триллионов рублей. Из них почти две третьих пойдет на социальные программы. Если пересчитать эту сумму, то в долларовом выражении она составит 15,4 миллиарда. Для сравнения хочу отметить, что в сопоставимых условиях бюджет страны в 2001 году составлял 5,8 миллиарда долларов, то есть за пятилетку он вырос в 2,7 раза.

Бюджет 2006 года – это свыше

8 триллионов рублей на выплату заработной платы, которая возрастет по сравнению с прошлым годом более чем на 22 процента и составит в номинальном выражении в бюджетной сфере около 580 тысяч рублей. А также более 200 миллиардов рублей на выплату стипендий учащейся молодежи (рост около 20 процентов), более 600 миллиардов на реализацию мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, около 700 миллиардов рублей на строительство жилья, создание льготных условий для различных категорий граждан.

Об этом можно говорить долго. Главное — видеть за этими цифрами людей. Ведь Президент строго контролирует, чтобы все обещания, данные народу, неукоснительно выполнялись.

Нельзя не сказать о том, что почти 7 триллионов рублей направляется в реальный сектор экономики. Традиционно большая доля господдержки придется на агропромышленный комплекс.

И такой подход себя оправдывает – ведь основу доходов бюджета составляют платежи предприятий и организаций. На них приходится 90 процентов всех поступлений в казну, платежи населения не превышают 10 процентов. При этом среди юридических лиц государственные и приравненные к ним предприятия вносят около 70 процентов платежей, а предприятия негосударственной формы собственности – около 30 процентов. Если говорить об основных доходных источниках, то это в первую очередь налог на добавленную стоимость – 6,7 триллиона рублей, или 26 процентов доходов без учета поступлений в ФСЗН, налоги на доходы и прибыль – 3,2 триллиона рублей (12,5 процента), акцизы – 2,4 триллиона рублей (9,4 процента), подоходный налог – 2,3 триллиона рублей (8,9 процента), доходы от внешнеэкономической деятельности – 1,9 триллиона рублей (7,6 процента).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter