Бюджет: как делить - по-честному или по-братски?

Непросто проходит обсуждение в парламенте проекта бюджета на будущий год.
Непросто проходит обсуждение в парламенте проекта бюджета на будущий год. Что и понятно: начинать его придется с неоднозначных стартовых позиций. Даже Минфин не отрицает возможности того, что в бюджет нынешнего года недопоступит порядка 340 млрд. рублей. Значит, эту сумму необходимо будет перенести на 2002 год. И это при том, что перспективные задачи никто не снимает и их также нужно выполнять. Таким образом, на передний план выступает задача обеспечения стабильности и нерушимости структуры бюджета в течение всего года.

Вот почему на обсуждении проекта бюджета в Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания заместитель главы Нацбанка Галина Хотина призывала коллег законодательно объявить годичный мораторий на изменение налоговой нагрузки и введение новых льгот. Мол, в нынешних условиях любое подобное мероприятие может в одночасье разбалансировать финансы страны. Однако заметим, что если в отношении налогов и льгот мораторий теоретически возможен, то контролировать изменение налоговой нагрузки будет весьма непросто. И прежде всего потому, что нестабильность этой величины заложена в самом проекте закона о бюджете...

Сегодня общая налоговая нагрузка вместе с внебюджетными фондами превышает 49 процентов ВВП. То есть половина результата работы экономики перераспределяется практически безвозвратно. И это живые деньги, ведь налоги платятся именно ими. Чего не скажешь о второй половине, немалую часть которой составляют и продукция на складах, и бартерные сделки и т.д. Стоит ли удивляться росту количества убыточных предприятий, нехватке оборотных средств, мизерному уровню внутренних инвестиций? Однако это не помешало заложить в проект бюджета такой спорный момент, как отмена верхней планки для местных налогов.

Председатель Комиссии Совета Республики по региональной политике Павел Шипук категоричен: норма позволит местным властям при дефиците ресурсов выжимать из налогоплательщиков все до последней копейки. "Уже сегодня у реального сектора нет возможностей для воспроизводства, а снятие ограничения еще больше усугубит ситуацию".

Еще один проблемный момент нового бюджета - финансирование его дефицита. Нацбанк призывает существеннее сократить кредитование правительства на эту цель. Ведь к 2005 году планируется и вовсе отказаться от участия главного банка в обслуживании бюджетного дефицита. Но к этому необходимо идти поступательно, а не тянуть до последнего. Доводы Минфина "против" основаны на том, что иные источники финансирования дефицита весьма ограниченны.

Пока же финансирование защищенных статей бюджета предусмотрено на 100-процентном уровне. Остальных - процентов на 70. Минфин уверяет, что дальше сокращать расходы нельзя.

Жаркие дебаты разворачиваются и вокруг других проблем. Спектр предложений - от однозначного принятия проекта бюджета 2002 года до безоговорочного возврата на доработку. Какое мнение возьмет верх? На этот вопрос депутаты Палаты представителей ответят завтра после рассмотрения проекта закона о бюджете во втором чтении. Будем надеяться, что победителями выйдут здравый смысл и прагматичный расчет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter