Бюджет - искусство возможного

Вчера на представительном совещании у Президента были рассмотрены важнейшие вопросы: о прогнозе социально-экономического развития на следующий год, госбюджете и об основных направлениях денежно-кредитной олитики.
Вчера на представительном совещании у Президента были рассмотрены важнейшие вопросы: о прогнозе социально-экономического развития на следующий год, госбюджете и об основных направлениях денежно-кредитной олитики. Обсуждены также изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Приходится признать, что национальная экономика оказалась перед серьезным вызовом времени: как преодолеть 500-миллиардный разрыв в планируемых доходах и расходах, не прибегая к услугам печатного станка?

Сам собой напрашивается вывод, что коренится проблема в особенностях экономического развития в нынешнем году. А именно: достигнутый прирост ВВП в размере 3 процентов явно недостаточен. Не выполнены прогнозы по инвестициям, а материалоемкость продукции вместо снижения даже возросла. "Правительству необходимо задействовать все возможные механизмы, чтобы к концу года выйти как минимум на 5 процентов прироста ВВП", - отметил Президент. От этого будут во многом зависеть результаты работы в следующем году, и в первую очередь в социальной сфере. Она вновь заявлена как приоритет государственного значения.

Об этом говорят намечаемые рубежи. Реальные доходы населения должны возрасти не менее чем на 5 - 6 процентов (в нынешнем году прирост - 23 процента). Ожидается, что средняя зарплата на конец следующего года составит в эквиваленте 120 - 125 долларов, а в бюджетной сфере возрастет в 1,2 раза. Будет продолжено высокими темпами сооружение жилья и т.д. В целом 53,5 процента бюджета предполагается потратить на социальные нужды. Заранее известно, что на основные программы средств хватит. Однако это не снимает необходимости изыскать дополнительные доходы в размере 500 миллиардов рублей. И поиски решения этой проблемы, собственно, стали главной задачей вчерашнего заседания у Президента.

Причем всем было ясно, что без дополнительного повышения ВВП решить ее невозможно. Вот почему первоначально заявленный Министерством экономики прирост на 4 - 5 процентов был признан недостаточным. "Без прироста ВВП на 6 - 7 процентов мы не сможем успешно работать", - сказал, например, глава Нацбанка Петр Прокопович, оценивая финансово-денежную сторону исполнения поставленных перед экономикой задач. Между тем восприятие этой разницы в несколько процентов оказалось не совсем однозначным. В то время как многие экономисты считают 4 - 5 процентов прироста ВВП нормальным для мировой экономики уровнем, практики уверены, что в нашей стране исчерпаны далеко не все возможности. Тем самым вопрос повышения эффективности производства не то что выходит на первый план - становится жизненно важным. Но обеспечить его без привлечения дополнительных инвестиций не удастся. Как отметил министр экономики Владимир Шимов, "положительный перелом в этом достигнут": в нынешнем году впервые вложения в производственную сферу возросли на 7 процентов. С этим, думается, вполне соотносятся цифры общего прироста инвестиций на следующий год в размере 6 - 7 процентов.

Правда, изыскивая дополнительные источники бюджетных поступлений, одновременно приходится решать диаметрально противоположную задачу - как сократить налоги. Ибо иначе повысить эффективность производства уже нереально. Как отмечалось на совещании, будет с 30 до 24 процентов снижен налог на прибыль, намечены и другие меры. Комментируя этот момент корреспонденту "СБ", министр по налогам и сборам Константин Сумар отметил, что если отказаться от многообразных налоговых льгот, которые тянут на 140 миллиардов в год, то это даже перекроет возможный недобор средств. К тому же менее обремененные налогами предприятия увеличат производство и тем самым налогооблагаемую базу.

Оборотная сторона этого процесса - кардинально более требовательный подход к трате каждого государственного рубля. "Эффективность бюджетных денег должна увеличиться в два раза", - отметил Президент. Придется более адресно использовать бюджетные субсидии на содержание жилищно-коммунальной сферы, общественного транспорта и т.д. Пока, однако, тут еще немало откровенного расточительства.

В качестве примера Александр Лукашенко привел распространение путевок в санатории, которое почему-то осуществляется не за счет хозяйствующих субъектов, извлекающих из оздоровления населения прибыль, а - государства.

Не все восприняли проекты основополагающих документов однозначно. Председатель Совета по развитию предпринимательства Татьяна Быкова, например, считает, что проект бюджета недостаточно нацеливает на повышение эффективности производства. Не посчитал возможным преодолеть имеющийся в проекте бюджета финансовый разрыв и глава Брестской области Василий Долголев, заявив, что "надо принципиальнее работать" над сокращением затрат. Ряд положений бюджета, по его мнению, не стимулирует развитие производства. После совещания у Президента руководители правительства и главы областей продолжили "утряску" подобных нюансов, с тем чтобы сегодня-завтра передать проекты документов на рассмотрение парламента. Одновременно этим займется и правительство. По указанию Президента, не позднее 1 декабря закон о бюджете на следующий год должен быть принят, а в налоговое законодательство внесены необходимые изменения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter