Государство поможет возродить бытовые услуги на селе

Быту быть

Недавно Президент подписал Указ № 227, которым разрешил местным властям выделять из бюджета средства на поддержку предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг на селе. Теперь желающие организовать подобный бизнес могут рассчитывать на помощь областного и районных исполкомов в приобретении материалов, транспорта и оборудования, а также строительстве, текущем и капитальном ремонте объектов бытового обслуживания. Деньги на эти нужды должны быть предусмотрены уже в этом году. Предполагается, что такая мера поможет решить многочисленные проблемы, накопившиеся за время самостоятельности сельской «бытовки».

55 процентов площади Дома быта в Вороново пустует.

Сфера бытовых услуг Гродненщины сейчас переживает реформирование. Но не централизованное, а по принципу «каждый сам за себя». Еще совсем недавно львиную часть забот по обеспечению населения доступной помощью в обыденных хлопотах брало на себя государство. При немалых затратах содержало дома быта в городах и комплексные пункты по приему заказов на селе, платило зарплату швеям, парикмахерам и мастерам по самому разному ремонту, закупало все необходимое оборудование. После отмены бюджетного субсидирования отрасли отлаженный когда–то давно механизм начал давать сбои. Его постепенно заменила сеть мелких предпринимателей, которые ориентируются не столько на выполнение социальных стандартов, сколько на получение прибыли. Они предпочитают размещать мастерские в крупных городах и райцентрах, оставляя за скобками жителей деревень и даже агрогородков.

Яркий пример — ситуация в Вороновском районе, где 70 процентов населения живет в сельской местности. Здесь ни в одном из 14 агрогородков и даже в городском поселке Радунь с его двумя с половиной тысячами жителей нет ни одного парикмахера. Нет также приемных пунктов, где люди могли бы отдать в починку обувь, технику либо одежду. Заместитель председателя Вороновского райисполкома Олег Тарасов лично был свидетелем того, как разветвленная сеть «бытовки» сузилась до критического минимума:

— Когда в 2013 году прекратилось государственное субсидирование, районное предприятие бытового обслуживания пошло по самому простому пути — стало брать кредиты. За счет их 2 года удавалось сохранить прежний ритм и объемы. Спохватились только тогда, когда долг перевалил за 100 тысяч деноминированных рублей. Взялись за оптимизацию. Сократили все приемные пункты в сельской местности. Поначалу пробовали оказывать выездные услуги, но доходы с учетом висящего долгового бремени не покрывали даже расходы на зарплату водителя и горюче–смазочные материалы. Прием заказов с выездом на места пришлось отменить.


Сегодня в районе на 26 тысяч жителей приходится всего 12 парикмахеров и парочка обувщиков, причем все они работают только в Вороново. Мастер по ремонту обуви Валентина Козловская понимает, что такое положение дел деревенских жителей не устраивает:

— Недавно парень приходил. Он из деревни Нача. Сдавал в ремонт кроссовки. Пожаловался, что билеты до Вороново и обратно ему обходятся в 10 рублей. Поэтому смог занести обувь в ремонт только тогда, когда у него тут другие дела накопились.

Однако самая серьезная проблема в районе — это полное отсутствие возможности воспользоваться услугами химчистки и прачечной. Даже у жителей райцентра. Несмотря на то что такие услуги оказывает Лидский комбинат бытового обслуживания в 30 с небольшим километрах, в Вороново до сих пор не решены организационные вопросы по приему заказов. Все снова упирается в отсутствие средств на создание нормального помещения под приемку и хранение вещей, признает Олег Тарасов:

— Помещений в вороновском Доме быта хватает. Из 780 квадратных метров пустует более половины. Вопрос в том, что они требуют косметического ремонта, на который у собственника — районного ЖКХ — нет денег.

Валентина Козловская.

В прошлые годы райисполком как мог помогал бытовой сфере: в 2014 — 2015 годах выделили более 50 тысяч рублей, но ощутимого эффекта бюджетная инъекция не принесла. Деньги просто исчезли в долговой яме.

Сегодня Вороновское предприятие бытового обслуживания — крайне странная структура. Без руководства, кадровика, бухгалтера, без администрации вообще. В штате — только три рабочие в декретном отпуске. Зато с долгами и немалым перечнем простаивающего оборудования...

Наверное, все сложилось бы по–другому, если бы головное предприятие в Гродно — государственное учреждение «Гроднооблбыт» — в свое время не отстранилось от решения проблемных вопросов. Начальник отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета госконтроля Гродненской области Елена Ярошевич уверена, что именно безразличное отношение «Гроднооблбыта» к состоянию дел в отрасли причина того, что сейчас эта организация находится в стадии ликвидации:

— Его существование себя не оправдало. «Гроднооблбыт» финансировался за счет отчислений предприятий и сдачи в аренду помещений. И финансировался неплохо. Например, за 10 месяцев 2015 года на свое содержание «Гроднооблбыт» израсходовал почти 100 тысяч рублей. При этом единственное, чем занималась организация, — сбор статистических данных. Еще когда государство выделяло финансирование, там его распределяли. Как таковой реальной поддержки конкретным предприятиям не было. Хотя в положении учреждения указано, что оно обязано проводить консультации, задавать направление работе.

Вобщем, кашу заварило и ликвидировалось, а расхлебывать последствия сейчас приходится местной исполнительной власти. Именно на ее плечи легла обязанность по восстановлению уничтоженной сети бытового обслуживания на селе и устранению нарушений требований социальных стандартов. Работа непростая и затратная. Поэтому так важно, что карт–бланш от государства на поддержку разумных инициатив уже получен.

czcz@onet.eu

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter