Быть всегда рядом

Это главный секрет воспитания, считает мама знаменитого белорусского многоборца Андрея Кравченко

Это главный секрет воспитания, считает мама знаменитого белорусского многоборца Андрея Кравченко

Неоднократно в интервью СМИ звезда белорусского спорта Андрей Кравченко, принесший стране немало престижных спортивных наград, среди которых серебро Олимпийских игр в Пекине в 2008 году (и наверняка еще принесет, так как продолжает много тренироваться и работать), с большой теплотой говорил о своей маме, Елене Викторовне. Накануне Дня матери корреспондент “НГ” встретилась с Еленой Кравченко, которая рассказала о том, как рос будущий чемпион, как она способствовала тому, чтобы спортивная карьера сына состоялась и развивалась. Собеседница покорила своим обаянием, интеллигентностью, достойной уважения эрудицией, в том числе и в области спорта. Что и неудивительно, ведь она живет жизнью сына.

— Елена Викторовна, так это вы настояли, чтобы Андрей оказался в школе олимпийского резерва? Не жалко было отправлять кровиночку далеко от дома?

— Я в юности активно занималась спортом — фигурным катанием, волейболом. Осталась некоторая неудовлетворенность от того, что не все в этом плане сложилось. А потому хотелось, чтобы это сложилось у Андрея. Его отец, кстати, мастер спорта по офицерскому многоборью. Так что, можно сказать, способности к легкой атлетике, которые  проявились у Андрюши в школе, у него на генном уровне. Команда ребят поселка Мышанка Петриковского района, где Андрюша родился и ходил в школу и где сейчас проживаю я, неоднократно оставляла позади другие команды сверстников на областных соревнованиях. Так сын попал в список перспективных ребят. Но мог бы в этом списке так и остаться, пока я через спортивную школу в Петрикове не позвонила в школу олимпийского резерва в Гомеле. Андрюшу взяли. Ему, конечно, вначале было нелегко. Примерно полгода он звонил мне и говорил: “Мама я здесь никому не нужен”, на что я отвечала: “Сынок, потерпи, все сложится, все впереди”...

— Знаю, что вы своих ребят ставили на ноги одна...

— Да, наш брак с супругом распался, когда Андрюше было восемь. Его отец уехал в Москву, а мы остались в Мышанке, куда его когда-то прислали служить. Мой старший сын Алексей тогда закончил первый курс юрфака БГУ. Были тяжелые девяностые годы. Я по профессии преподаватель немецкого языка. Но судьба жен военных, вы знаете, это постоянная смена мест дислокации и рода занятий. А потому кем только мне ни приходилось работать, чтобы был заработок, опять-таки на значительный рассчитывать не приходилось. Ребята с детства росли трудолюбивыми. Петриковщина — чудесный лесной край, сбор грибов и ягод здесь распространенное занятие. Нередко на их сборе сыновья подрабатывали. Леша даже за деньги, вырученные на сдаче грибов, купил тогда свой первый мотоцикл.

— Когда вы поняли, что у Андрея большое спортивное будущее?

— Когда он неожиданно уехал на юношеские соревнования в Канаду, и получилось так, что не успел меня предупредить. Телефонов тогда в Мышанке было только два — у соседа и на почте. И вот бежит ко мне сосед на работу в магазин и говорит: “Лена, у нас серебро, только что позвонил тренер!” “Какое серебро?” — ошарашенно спрашиваю я. “Так у Андрюши!” — отвечает он. Если бы не травма, результат мог бы быть лучше.

— Кстати, о травмах...

— Для нас, близких Андрюши, как и для него самого, это самое волнительное в спортивной карьере, а потому мы всегда рядом с ним, если случаются проблемы. К сожалению, без травм не обходится, ведь спорт — это каторжный труд, а многоборье с его многофункциональностью, когда нагрузки в равной степени идут на все части тела, — особенно. Не всеми было понято, что он пропустил Олимпиаду в Лондоне,  но рассчитывать на успех в таком состоянии вряд ли возможно было. Медики говорят, что нет проблем для возвращения в полную форму. Нужны только поэтапность и постепенность, что сейчас и делают Андрей вместе со своим тренером Игорем Леонидовичем Сиводедовым, очень требовательным и заботливым наставником.

— Остается ли у вас время на свои увлечения и интересы?

— Безусловно. Вместе с подругой-единомышленницей в Мышанке мы заботимся о беспризорных животных.

В церкви помогаю батюшке в приходе, если в этом возникает необходимость. У меня большая библиотека — порядка двух с половиной тысяч книг. Собираю атласы для внучка, которому сейчас два с половиной года. Надеюсь сделать подарок к школе. Внучок, кстати, крестник Андрюши.

Недавно вот пересматривала семейный альбом, нашла фото прадедушки моих сыновей, который был в группе конструкторов танка Т-34. В годы войны вместе с женой, моей бабушкой и прабабушкой, был угнан на работы в Германию, где вся семья пропала без следа. Очень хотелось бы что-то о них узнать, а потому не исключено, что займусь поиском.

— Вы считаете себя счастливой мамой?

— Безусловно. У меня два прекрасных состоявшихся сына. Но это не пришло просто так. А через большой труд. А потому я желаю всем мамочкам Беларуси любви, огромного терпения и веры в своих детей. И тогда все у них в их больших планах получится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter