Быть социально ответственным — выгодно

О корпоративной социальной ответственности (КСО) в нашей стране слышали немногие. Впрочем, неудивительно, ведь появилось это направление в Беларуси всего четыре года назад благодаря инициативе ООН «Глобальный договор».

О корпоративной социальной ответственности (КСО) в нашей стране слышали немногие. Впрочем, неудивительно, ведь появилось это направление в Беларуси всего четыре года назад благодаря инициативе ООН «Глобальный договор». Говоря просто, КСО представляет собой сотрудничество государства и бизнеса для решения социальных, экономических и экологических проблем.


На практике это означает повсеместную ответственность предприятий: перед потребителем – за качество продукции, перед конкурентами – за честность ведения дел, перед сотрудниками – за создание достойных условий труда, перед обществом – за поддержку незащищенных групп населения. А государство, в свою очередь, должно выработать механизмы стимулирования и поощрения бизнес-структур, придерживающихся таких принципов: налоговые льготы, инвестиции или специальные награды.

Сложностей в развитии КСО в Беларуси хватает. И первая из них – это тендерная политика. Когда предприниматель начинает придерживаться принципов социальной ответственности – не платит «серую» зарплату сотрудникам, не пользуется обходными путями при доставке товара, – цена на его услуги зачастую становится выше, чем у конкурентов. В результате тендер выигрывает недобросовестный бизнесмен, потому как главный критерий здесь – именно цена. Но это уже, скорее, не минус КСО, а недостаток контроля госорганов за ведением дел в отечественном бизнесе.

Еще одно препятствие – это отсутствие правовой основы для социально полезных дел. Хороший пример, иллюстрирующий эту ситуацию, привела представитель одного из крупных ЗАО. К ним на предприятие часто обращаются граждане с просьбой о помощи, даже небольшой: к примеру, просят купить слуховой аппарат. Но для проведения такой операции необходимо разрешение собрания акционеров, а оно проходит раз в год. Получается, что желание помочь человеку есть, но из-за бюрократических «заморочек» – нет возможности.

Спрашивается, если с этими нормами возникают проблемы, то зачем КСО нужна и предпринимателям, и государству? На деле все довольно прагматично: такая политика помогает поддержать реноме предприятия как перед потребителями, так и перед потенциальными партнерами, особенно иностранными, для которых социальный компонент в бизнесе – один из определяющих. Ну а наличие крепких связей с зарубежными компаниями – хорошее подспорье для создания имиджа любой страны.

 

Василина МАЦУТА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter