С приходом в Белый дом Трампа в российско-американских отношениях возникла пауза

Быть ли большой сделке

С приходом Дональда Трампа в Белый дом в российско-американских отношениях возникла пауза. Энтузиазм, с которым в Москве встретили победу Трампа на президентских выборах в США, пока не оправдывается. Впрочем, определенный позитивный сдвиг все-таки произошел. Та конфронтационная риторика, которая царила в отношениях двух стран в последние месяцы работы администрации Барака Обамы, действительно исчезла. Но не более того. Никаких прорывов, «больших сделок» пока не предвидится.

Фото inosmi.ru

Впрочем, 21 февраля пресс-секретарь Дональда Трампа Шон Спайсер заявил, что Вашингтон будет пытаться достигнуть неких договоренностей с Москвой по совместной борьбе с терроризмом, а также экономическому взаимодействию. Правда, он тут же поправил свои слова, сказав, что эта попытка может и не иметь успеха.

Ожидания некоего прорыва в начале правления каждого нового американского президента уже стали своего рода закономерностью в отношениях Москвы и Вашингтона. «Перезагрузки» ожидали в начале президентства Барака Обамы, после, как тогда казалось, безнадежно испорченных отношений при администрации Буша. Впрочем, и в начале первого президентского срока Джорджа Буша, после терактов 11 сентября, ведь тоже казалось, что Москва и Вашингтон окончательно преодолели былые разногласия и готовы сплотиться в совместной борьбе с терроризмом. Сегодня о перезагрузке уже не говорят и, сообразно с деловым имиджем Трампа, используют слово «сделка». Не обернутся ли очередные завышенные ожидания новым разочарованием и еще более глубоким провалом в российско-американских отношениях?

Следует отметить, что Трамп никогда не позиционировал себя русофилом и в ходе предвыборной кампании был всегда сдержан в своих высказываниях о России, говоря о бессмысленности идеологической конфронтации и необходимости сотрудничества в точках взаимного интереса. Однако на фоне общей антироссийской истерии даже такая сдержанная позиция выглядела как едва ли не проявление горячей симпатии к Москве. Чем не преминули воспользоваться противники Трампа. 

В целом Дональд Трамп находится в крайне слабой политической позиции. Он не имеет должной поддержки в конгрессе и даже внутри собственной партии. Трамп рассорился с ведущими американскими СМИ и подвергается регулярным информационным атакам с их стороны. Против Трампа настроена значительная часть истеблишмента, связанная с транснациональным финансовым капиталом. Противники Трампа сумели превратить вопрос отношений с Россией в ахиллесову пяту президента, в результате чего его возможности на российском направлении сейчас крайне ограничены. Более того, администрация Трампа в связи с этим вынуждена показательно дистанцироваться от России и перейти к более жесткой риторике в отношении Кремля в вопросах Крыма, Донбасса, а также отмены санкций.

Очевидно, администрация Трампа сейчас сосредоточена на укреплении своих позиций внутри страны и вряд ли пойдет на резкие действия на международной арене. Кроме того, многое во внешней политике Вашингтона будет зависеть от исхода политических кампаний во Франции и Германии, которые, без преувеличения, могут предопределить дальнейшую судьбу ЕС, являющегося ключевым внешнеполитическим партнером США. Поэтому нынешняя пауза в американской внешнеполитической активности вполне закономерна.

Говоря о возможностях российско-американской сделки, нельзя забывать, что двусторонние противоречия, оставшиеся в наследство от администрации Обамы, никуда не исчезли, а политика нового президента их может только усугубить. Это и намечающееся столкновение США с Китаем, что идет вразрез с внешнеполитической линией Москвы на стратегическое союзничество с Пекином. Это и антииранская позиция Трампа, которая может существенно осложнить взаимодействие США и России в Сирии, где поддерживаемые Тегераном шиитские группировки выступают на стороне правительственных войск. Между тем именно Сирия сегодня называется в качестве приоритетного направления американо-российского взаимодействия.

Таким образом, подводных камней в отношениях Москвы и Вашингтона по-прежнему много, что делает перспективы «большой сделки» весьма сомнительными, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

shimoff@rambler.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter