Быть или не быть “второй свежести”?

Или как покупатели решают почти гамлетовский вопрос на своем опытеЕлена Филиппова на днях заглянула в магазин прикупить чего-нибудь к чаю. Внимательно рассмотрев ассортимент, остановилась на кондитерском рулете. Но уже дома женщина обнаружила: свежий с виду рулетик внутри весь был покрыт зеленой плесенью. Разгневанная покупательница вновь отправилась в магазин, прихватив с собою “ароматную” сладость.

Продукты “с душком”
— Купи такой “сюрприз” впервые — ни за что не пошла бы с жалобами, — оправдывается Елена Константиновна. — Но этот зеленый рулет подействовал на меня словно красная тряпка на быка. В последнее время я стала часто покупать в магазинах и на рынке продукты “с душком”. То молоко прокисшее домой принесу, то йогурт с комками, то дурно пахнущую колбасу. Муж даже стал подшучивать, дескать, невезучая из тебя покупательница. Кстати, деньги за рулет мне вернули. Но вы бы видели, с каким видом!
Бьюсь об заклад: история Елены Филипповой известна каждому, кто хотя бы изредка ходит по магазинам. Испорченные сырки, творог, колбасы, пирожные нередко появляются на прилавках. Можно ли вернуть некачественные продукты? Если на руках у вас остался чек, а на упаковке вы замечаете, что дата изготовления продукта уже давно “несвежая”, то, скорее всего, вам вернут деньги без всяких препираний. И даже спасибо скажут — зарабатывать себе лишние проблемы никто не желает. Другое дело, если чек безвозвратно утерян или забыт на прилавке. В такой ситуации самым сложным будет доказать, что колбасу с неприятным ароматом вы купили именно в этом магазине. Но безвыходных ситуаций не бывает. В качестве “улик” покупки могут быть использованы обрывки упаковки или ценник с маркировкой магазина. Принимаются и свидетельские показания других покупателей.
— Вам могут отказать в возврате денег, если, к примеру, вы принесли, как вам кажется, испорченный творог, но срок годности у него не истек, а документы, подтверждающие безопасность и качество, в полном порядке. В таком случае стоит отдать неудачную покупку на экспертизу, — подсказывает инспектор Минского общества потребителей Светлана ФИЛИПЕНЯ.
Но учтите, проверку будет проходить не тот творог, который вы купили. Согласитесь, вполне реальна ситуация, когда человек полдня по жаре носится со своими покупками, а потом приходит домой и возмущается: а творожок-то испорчен! Поэтому специалисты отбирают пробы для экспертизы в магазине, но при этом обязательно берут продукт из той же партии.
 Если, несмотря ни на какие просьбы, продавцы либо администрация магазина (рынка, торговой точки) не отдают деньги за испорченный продукт питания — смело можно требовать книгу замечаний и предложений. По закону в 15-дневный срок вам обязаны будут дать письменный ответ.
Вечерняя закупка
Эксперты подмечают: чаще всего недоброкачественная еда появляется на прилавках магазинов и рынков рано утром либо поздно вечером. Такие “сезонные колебания” легко объяснимы — госструктуры в это время не работают и ревизоров никто не ждет.
Поздним вечером отправляюсь в продуктовый магазин — проверять утренне-вечернюю теорию. В торговом помещении людей немного — пару человек лениво передвигают перед собой тележки, безразлично опуская туда бесчисленные пакетики, баночки, коробки... Принимаюсь внимательно изучать упаковки. Одну, вторую, третью... Ничего “подозрительного” не замечаю. Перемещаюсь в следующий магазин — снова ничего. И только в третьей торговой точке среди товарного разнообразия  на глаза попадаются товары “второй свежести”: йогурт со сроком годности, истекшим три дня назад, несвежий хлеб...
Но, если в столичных магазинах “неисправные” продукты — скорее исключение, чем правило, большинство сельских торговых точек похвастаться этим не могут.
— Летом мы с семьей постоянно ездим в деревню, — рассказывает Александр Кораблев. — И, представляете, там практически никогда не бывает свежего хлеба. Да и другие продукты бывают с “историей”. Помню, как-то с женой заглянули в деревенский магазин — купить вареной колбасы. Купили. Чек нам при этом не дали. А жаль. Колбаска оказалась с запашком.
Правда, другие уверяют: сельская картина не настолько печальна, как рассказывают об этом СМИ и заезжие горожане.
— В нынешнем году во многие сельские магазины было закуплено холодильное оборудование, — в подтверждение этому говорит заместитель начальника управления торговли и общественного питания, начальник отдела организации торговли Белкопсоюза Раиса ТРУСОВА. — Более чем в семи тысячах магазинов (из них 5,6 тысячи — сельские) осуществляется централизованная доставка цельномолочных продуктов и колбасных изделий от предприятия-поставщика до торговой точки. В магазинах с численностью более трех продавцов за каждым продавцом закрепляется определенная зона в торговом зале для того, чтобы на “своей” территории он постоянно мог контролировать сроки годности и температуру хранения продуктов. Но поскольку в большинстве сельских магазинов работает один продавец, он заполняет журнал ведения учета поступающих продуктов питания. Не спорю, как и везде, в сельских магазинах тоже бывают нарушения. Но обвинения в том, что там только и встречается “старый” товар, не обоснованы.
Под контролем
— Любой продукт, прежде чем попасть в руки покупателя, проходит жесткий контроль, — заверяет заведующая отделом гигиены Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Анжела СКУРАНОВИЧ. — У нас в стране сложилась действенная система государственного контроля качества и безопасности пищевой продукции. Первую “проверку на прочность” осуществляют изготовители продукции при поступлении сырья, затем — в ходе технологического процесса производства готовых продуктов. Производственный контроль проводят и предприятия торговли (магазины, рынки, пункты общественного питания). Замечу, в каждом предприятии должна быть схема производственного контроля, согласованная с территориальными органами госсаннадзора. Государственный надзор ведут несколько министерств. При осуществлении проверок предприятий выявляются нарушения. Основные “слабые места” — несоблюдение сроков годности и условий хранений. Много вопросов связано с транспортировкой пищевой продукции. Как часто бывает: в магазине созданы все условия (камеры хранения, мощное оборудование, охлаждаемые витрины), а продукт поступил уже испорченный. Продукция может портиться по дороге от завода до торгового прилавка. А все дело в том, что при транспортировке не соблюдаются необходимые температурные режимы. Правда, сейчас крупные отечественные заводы-изготовители пошли по пути закупки собственного специализированного автотранспорта — рефрижераторов. Но малые предприятия не всегда могут позволить себе такую “роскошь”.
Часто условия хранения продукции нарушаются в торговых точках. Недостаточно холодильного оборудования в магазине, и вот вам результат — некачественный продукт. Еще одна причина, по которой покупатель может приобрести небезопасный продукт — невнимательность (она может быть и преднамеренной) администрации, продавцов, “благодаря” которой продукт с истекшим сроком годности продолжает оставаться на прилавках.
— Но я еще раз подчеркиваю: все торговые точки тщательно проверяются, а правонарушители наказываются. Покупатель не должен заходить в магазин и на рынок с опаской. Но, несмотря на это, всегда предупреждаю: обращайте внимание на сроки годности продуктов и не покупайте еду в местах несанкционированной торговли, так как там отсутствуют гарантии качества и безопасности, — предостерегает Анжела Леонидовна.
Исчезающие в полдень
В связи со всем сказанным встает вполне закономерный вопрос: куда исчезают с торговых прилавков испорченные продукты питания? Выяснить это оказалось сложнее всего. Конкретного ответа на этот вопрос мы не получили ни в Министерстве торговли, ни в магазинах, ни на заводах. Складывается впечатление, что продукты должны исчезать сами по себе, как только приходят в негодность.
— В случае, если специалистами выявлены продуктовые товары, не соответствующие требованиям, выносится постановление о запрещении реализации продукции. В соответствии с СанПиН 11-63 РБ 98 “Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов” использование, утилизация или уничтожение изъятой продукции осуществляется ее владельцем или лицом, которому владелец передает по договору право на выполнение этих работ. Продовольственное сырье, пищевые продукты, блюда, подлежащие уничтожению, должны быть подвергнуты денатурации, способы, сроки и условия проведения которой определяются в каждом конкретном случае их владельцем по согласованию с органами государственного надзора. Владелец пищи представляет в органы, вынесшие постановления об изъятии, акт об ее использовании, утилизации или уничтожении, — немного приоткрывает завесу тайны Анжела Скуранович. — Кстати, при положительных результатах лабораторного исследования некачественную продукцию могут направить на изготовление кормов для домашних животных. Опасная для здоровья продукция подлежит обязательному  уничтожению.
По закону “забракованная” еда ни при каких обстоятельствах не попадает на прилавки. Хотя почти у каждого из нас есть печальный опыт приобретения несвежей “вкуснятины”. И если четыре человека из десяти, купивших испорченный продукт, возвращают его в магазин, оставляя жалобу в книге замечаний и предложений, то остальные шесть просто в очередной раз с разочарованием выбрасывают неудачную покупку...

В столице

Инспекторами службы общественного контроля ОО “Минское общество потребителей” было проверено за первое полугодие 505 субъектов хозяйствования (368 проверок — рейдовые, 137 — по жалобам потребителей). У 428 (!) были выявлены нарушения. В розничной торговле из 425 субъектов хозяйствования 211 реализовывали продукты с истекшим сроком годности, 112 не имели документов, подтверждающих качество и безопасность товара, 21 нарушал температурные режимы хранения продуктов.
В предприятиях общественного питания из 80 субъектов хозяйствования у 40 отсутствовали документы, свидетельствующие о качестве и безопасности продуктов.

“НГ” спросила: Приходилось ли вам в последнее время покупать некачественные продукты?

Галина ПАШКЕВИЧ, г.п.Кореличи:
— Лично мне — нет. Магазин, в котором я покупаю продукты, маленький, и все продукты, что завозятся, быстро раскупаются, ничего не залеживается. Всегда в этом магазине свежие продукты. А вот моя коллега рассказывала, как купила в частном магазине икорное масло. Пришла домой, открыла баночку, а там — плесень. Знаю, она отнесла испорченный продукт в магазин, и ей сразу вернули за него деньги.
Мария ВЛАСЕНКО, д.Илья Вилейского района:
— К сожалению, от покупки испорченных продуктов и в нынешнее время никто не застрахован. К нам в деревню часто приезжают частные автолавки с мясными продуктами. Недавно я купила там колечко колбасы, с виду свежей. Когда ее разрезала, мясо внутри было расслоившимся, из колбасы потекла какая-то жидкость.
Татьяна КОЗЕЛ, г.Ивье:
— Недавно купила в частном магазине испорченное сливочное масло. Срок годности еще не истек, а на вкус масло оказалось прогорклым. Видимо, из-за неправильных условий хранения. Возвращать масло в магазин не стала. Просто больше никогда не хожу туда за покупками.

Со своими проблемами и вопросами можно обращаться в Белорусское общество защиты потребителей по тел. 8 (017) 262-96-08 и Минское общество потребителей по тел. 8 (017) 226-72-90.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter