Бронзовый призер ЧМ по боксу Юлия Апанасович — о завоеванной награде, детстве, красоте и не только

Быть и бить

В детстве Юлия Апанасович вместе с другими ребятами, намотав полотенца на руки, боксировала в самодельном ринге. Едва ли тогда она могла предположить, что спустя годы будет стоять на пьедестале чемпионата мира. Но все случилось именно так: с мирового форума, завершившегося в Нью-Дели, спортсменка вернулась с бронзовой медалью. В первом бою победила румынку Александру Георге, затем в упорнейшем поединке взяла верх над Ферузой Казаковой из Казахстана, а в четвертьфинале не оставила шансов Анджани Тели из Непала. В бою за выход в финал белоруска уступила китаянке Ву Ю, которая и стала чемпионкой мира.

Победив в четвертьфинале Анджани Тели из Непала, Юлия гарантировала себе попадание на пьедестал чемпионата мира.

Встряска перед боем

— Какой из боев оказался для вас самым сложным на чемпионате мира?

— С Ферузой Казаковой. Когда ждали, пока объявят победительницу, даже молиться начала. Раздельным решением судей победила я. Пришлось поволноваться, но какой опыт получила!

— Зато следующий бой — против Анджани Тели — выиграли очень уверенно.

— Если честно, когда выходила в ринг, не думала о том, чем он закончится. Перед этим в Индии случилось землетрясение, и я испытала очень сильный стресс. Пришлось бороться с ним в первую очередь. Но, возможно, бой и получился таким хорошим, потому что не зацикливалась на нем.

— Землетрясение застало вас в гостинице?

— Да, когда все началось, я ела пирожное. Все вокруг зашаталось. Подумала, что это мне поплохело, что закружилась голова. Когда встала, поняла: ходуном ходят и кровати, и остальные предметы в комнате. Мы взяли паспорта и деньги, выбежали из номера. К тому времени в коридор стали выходить и другие спортсменки. Была небольшая паника. Все стали спускаться по лестнице — на лифте во время землетрясения нельзя, но двери, которые вели на улицу, оказались закрыты. Минут пять ходили по коридорам, смогли наконец выйти. Простояли на улице около получаса, затем вернулись в отель. Через два часа пришлось эвакуироваться снова — еще минут сорок стояли у гостиницы. В общем перед четвертьфиналом поспала от силы часа два. Мы понимали, что бои вряд ли отменят. Если бы ситуация не изменилась или у землетрясения были серьезные последствия, тогда, возможно, соревнования прекратили бы. Но все закончилось нормально, чемпионат продолжился, а я еще и выиграла бой.

— Победив в четвертьфинале, вы уже гарантировали себе как минимум бронзу. Это снизило градус волнения перед полуфинальным боем?
— Тогда я думала не о достоинстве медали. С нами, белорусскими спортсменками, раньше особо не считались на чемпионатах мира. Мне хотелось показать, что мы тоже серьезно тренируемся и многое можем. 
В принципе, я на все бои выходила с такой мыслью.

— Из-за того что белорусок и россиянок допустили на чемпионат мира, да еще и с национальными флагами, турнир бойкотировали некоторые страны. Какой вообще была атмосфера?

— Мы не чувствовали никакого негатива. Все было как обычно: общались со спортсменками из других стран, поздравляли друг друга с успешными боями. Никакой агрессии в наш адрес не было. Что же касается флага… Когда в феврале проходил турнир в Болгарии, мы выступали под нейтральным флагом, без своей формы. Тогда я чувствовала себя не в своей тарелке. Было ощущение, что вообще в первый раз приехала на такой турнир. В Нью-Дели было здорово выступать под своим флагом. Это всегда бодрит.

— Вернувшись из Нью-Дели, прямиком из минского аэропорта вы уехали в Гомель. Что сделали в первую очередь, переступив порог дома?

— Погладила кота (смеется). А вообще, несколько дней отдыхала, но уже чувствую, что надо начинать тренироваться.

В четырех боях на турнире белоруска одержала три победы.

Чемпионка из Стахово

Юлия Апанасович — многократная чемпионка страны по боксу, двукратный призер чемпионатов Европы. Несмотря на внушительный послужной список, болельщикам об этой спортсменке практически ничего не известно.

— Как давно вы в боксе?

— Десять лет и три месяца, — ни на секунду не задумываясь, отвечает спортсменка. Впрочем, к ее приходу в бокс мы вернемся чуть позже…

— Я из Столинского района. Мы жили в деревне Стахово, потом переехали в Видибор, — рассказывает Юлия. — Детство самое обычное. У нас была большая деревня — около двух тысяч жителей. Детей много, да и сама я из многодетной семьи — у меня две сестры и два брата, так что скучать не приходилось. Много времени проводили на улице — просто с утра до вечера. Играли в казаки-разбойники и не только, а еще сооружали самодельный ринг: ставили палки, натягивали канаты, а на руки вместо перчаток наматывали большие полотенца. Наверное, жизнь меня готовила.

— А спортом увлекались или хобби были другими?

— Спортом серьезно не занималась. Так, бегала в школе, пару раз в волейбол играла. Особых возможностей тренироваться не было, но на улице физической нагрузки нам хватало. Вообще, я обожала плести из бисера, у меня было его много, как и книг, по которым можно было учиться. Год назад очень удивилась, когда приехала к маме домой, а моя племянница достала тот самый бисер и книги. Мама все сохранила и передала ей.

— Вам хватало усидчивости для бисероплетения?

— Я была спокойным ребенком. А если бралась за что-то, доводила дело до конца, только после этого шла гулять.

— Родители к работе по хозяйству привлекали?

— Могли попросить собрать вишню или яблоки, подмести двор — ничего сложного. Но нас приучили к работе. Я не боюсь ее — люблю. Это помогает.

— И все же как вы оказались в Гомеле и в секции бокса?

— Это было во время учебы в Гомельском железнодорожном колледже, я окончила его и получила специальность проводника — билетного кассира. Правда, работала по ней только во время практики. Она длилась полгода: месяц — билетным кассиром, еще пять — проводником. Во время учебы с девчонками пришла на тренировку. Они все в итоге ушли из бокса, а я осталась. Через два года занятий уже была мастером спорта, тогда поступила в Гомельский университет на факультет физической культуры.

— Чем вас привлек бокс?

— Я иногда бываю агрессивной. Могу вспылить, если мне нагрубят, соврут, толкнут или на ногу наступят. Конечно, если толкнут нечаянно, скажу, что ничего страшного не произошло, но если специально, буду злиться. 
В жизни я стараюсь обходить все конфликты стороной — никого не бью. А в зале выплескиваю все эмоции. Это мое место, в нем я оставляю негатив и в обычной жизни становлюсь спокойнее.
— Как семья отреагировала на новое увлечение?

В Гомеле призера чемпионата мира встречали с цветами.
— Сначала его не принимали. Когда приезжала из Гомеля, мне даже не разрешали прыгать на скакалке. Если начинала отжиматься, могло чуть ли не до скандала дойти. А когда начинали драться с братом… Потом родные приняли. Папа сказал: «Занимайся, только фамилию не позорь!» Приходится стараться (смеется).

— Спорт — это в любом случае режим, а спорт, в котором есть четкие весовые категории, — еще и некоторые ограничения. Вам во многом приходится себе отказывать?

— Если говорить о еде, то вообще ни в чем. Все, что радует душу, себе позволяю. А вот личная жизнь пока отошла на второй план. Мы много времени проводим на сборах. Перед чемпионатом мира, например, дома не была почти два месяца. Но так во всех видах спорта.

— Вы выступаете в весовой категории до 52 килограммов, много ли приходится следить за весом?

— Я не гоняю вес — в тренировочный период вешу 53 килограмма. Моя категория неолимпийская. С тренерами будем думать, что делать дальше, и если переходить в олимпийскую категорию, то в какую.

— Мечтаете выступить на Олимпийских играх?

— Это, наверное, мечта любого спортсмена. Но я для себя решила, что, если получится попасть на них, будет здорово, если нет — ну значит нет. И вообще не планирую держаться в спорте до последнего. Пока будет получаться выступать на высоком уровне, буду соревноваться, а когда начну сдавать позиции, уйду. Правда, еще не определилась, чем займусь после спорта.

— Часто ли смотрите бокс по телевизору?

— Стараюсь смотреть разные бои — и мужские, и женские. Отмечаю технику, перенимаю какие-то нюансы. Если честно, мне интереснее смотреть мужские поединки. У парней более умный бокс, в нем все более четко, понятнее тактика.

— Женский бокс — довольно молодой вид. Чувствуете, что интерес к нему растет?

— Это очень заметно. Когда Международную ассоциацию бокса возглавил Умар Кремлев, женский бокс начал развиваться стремительно. Взять, например, спортсменок из Африки. Если еще четыре года назад они выступали на чемпионате мира и, можно сказать, были вообще никакими, то сейчас африканок не могут победить. Наше направление развивается во многих странах. Спортсменок стало больше. Раньше в моем весе на чемпионатах мира было около 25 человек, теперь — 30. В весе до 54 килограммов в Нью-Дели вообще боксировала 41 девушка.

— В последний год наша команда активно сотрудничала с российской сборной — насколько для вас полезны были совместные сборы и соревнования?

— Мы подросли. В России девушек, занимающихся боксом, побольше, чем у нас, а в команде спортсменки очень разные, что хорошо для тренировок. Но и у нас в стране мне есть с кем стоять в спарринге. В зале дерусь в основном с пацанами. Наши тренировки полезны и им, и мне — парни разного возраста, роста, отличаются в технике.

— С парнями даже своей весовой категории драться сложнее, чем с девушками?

— Да, но мне с парнями даже больше нравится тренироваться. Женщины — это хаос (смеется). У парней в действиях нет такой неразберихи, они быстрее, в чем-то умнее и даже хитрее.

— Стереотип, что бокс — не женское дело, еще жив?

— Периодически встречаю тех, кто так говорит. Но как по мне, про любой вид спорта можно сказать, что это не женское дело. Даже спортивная или художественная гимнастика. Это в первую очередь тяжелый труд.

— К слову, о женском. На чемпионате мира вы были из той категории спортсменок, которые предпочли выходить на ринг в юбке, а не в шортах. Почему?

— Когда нам выдали форму, она мне понравилась. Почему нет? Я девочка, буду в юбке. Но за то время, что мы отсутствовали на международных соревнованиях, многие правила изменились. В Нью-Дели мне сказали, что юбка коротковата — надо подлиннее. Так что на следующих соревнованиях буду выступать в шортах.

— Как относитесь к салонам красоты и всяким бьюти-процедурам?

— Очень люблю. Маникюр, коррекция бровей, солярий, массаж — все это посещаю постоянно. Эти занятия — возможность час-два отдохнуть. Да и вообще от них получаешь такой кайф!

— Как в принципе отдыхаете?

— Могу прогуляться по парку — красивых в Гомеле много. Ходим в кино. Люблю фильмы Marvel, фантастику.

— В Гомеле вы живете довольно давно, этот город стал для вас родным?

— Вообще, когда пришло время поступления в колледж, меня хотели отвезти в Брест. Но душа уже тогда просилась в Гомель, так что да, он всегда будет родным…

past@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter