Быть человеком. По мнению Гени Ароновны Завольнер, именно это и есть главное в национальном самосознании каждого.

Ее знают во всем мире. Но живет она в Беларуси и уезжать отсюда не собирается. Говорит, что обязана жизнью дружбе народов. И это не красивые слова. Во время войны Геню Грингауз спасла семья из деревни Гиневичи Воложинского района, а помогали скрывать все жители. Никому и в голову не пришло донести, что пятый ребенок поляков Пожарицких — еврейка.

Ее знают во всем мире. Но живет она в Беларуси и уезжать отсюда не собирается. Говорит, что обязана жизнью дружбе народов. И это не красивые слова. Во время войны Геню Грингауз спасла семья из деревни Гиневичи Воложинского района, а помогали скрывать все жители. Никому и в голову не пришло донести, что пятый ребенок поляков Пожарицких — еврейка.

 В Минском гетто Грингаузы жили на улице Сухой — “дороге смерти”. Однажды ушел по ней и отец, Арон Лейбович. К этому времени из всей родни остались в живых только мама Ревекка, Геня и двое ее братьев — Лева и Шолом. В мае 1943 года Ревекка одела восьмилетнюю Геню в красивое платье, шапочку, которая скрывала лицо, а в игрушечную коляску положила любимую куклу: “Генечка, теперь иди и не оглядывайся!” От гетто девочка шла одна, молча, не поднимая головы и глотая слезы. А за постами полиции в повозке ее уже ждали пани Алима и ее муж Бронислав.
— Страшно подумать — их с детьми могли расстрелять за укрывательство еврейского ребенка. А они относились ко мне как к родной, — говорит Геня Ароновна. — Я жила у них больше года. В 2000 году Алима и Бронислав Пожарицкие посмертно награждены медалью “Праведник народов мира”. Их имена теперь есть на Аллее Праведников музея Яд ва-Шем в Иерусалиме.
Белорусская подпольщица Любовь Бондаренок помогла бежать в партизанский отряд и самой Ревекке с младшим Левочкой. А минчане Витя Рудович, Люба и Коля Прищепчики, рискуя жизнями, спасли своего школьного друга Шолома — самого юного из подпольщиков гетто и его друзей. А ведь этим ребятам к началу войны исполнилось всего по тринадцать лет! Отвечая на вопрос о том, почему в свое время, когда открыли границы СССР, их семья не уехала из Беларуси, Геня Ароновна Завольнер задумывается:
— Для нас, как и для многих других, вопрос о переезде не стоял, — говорит она. — Слишком много связано и с этой землей. Здесь все — друзья, любимая работа. В этой земле лежат близкие. В гетто погибли тридцать пять моих родных. Это тоже причина.
Мама Гени Ароновны — Ревекка Абрамовна Фейман-Грингауз была родом из Докшиц. Она окончила минскую гимназию Рейнмана, прекрасно владела идиш, интересовалась театром, еврейской и белорусской культурой. И всегда была оптимисткой. После войны Геня Грингауз окончила Ленинградский индустриальный институт, вышла замуж за бывшего узника Плещеницкого гетто Владимира Иосифовича Завольнера. В их доме бывали многие знаменитости. Например, двоюродный брат мужа Жорес Алферов. Можно сказать, что и сама Геня Ароновна человек общественный. Она один из учредителей и член совета Республиканского фонда “Холокост”, член правления международного фонда “Тростенец”. Не один раз бывала в Германии, выступала перед депутатами Бундестага в Берлине. Геня Ароновна пишет книги и души не чает в дочери Маргарите, внучке Александре и маленьком внуке Артеме.
— Мне кажется, — говорит она, — что понятие интеллигентности для человека выше понятия национальности. Во время войны друзья нашей семьи белорусы, поляки, русские рисковали ради нас своими жизнями и жизнями своих детей. И если бы не они, у меня не было бы продолжения. Ничего не было бы. Наверное, в этой жизни главное — уметь быть и остаться человеком.

Большинство населения Минска составляют представители коренной национальности — белорусы. Работают 15 общественных национально-культурных объединений. Среди них Минский городской отдел “Полония” общественного объединения “Союз поляков на Беларуси”, Минское городское общественное объединение украинцев “Заповiт”, Белорусское общественное объединение украинцев “Ватра”, общественное объединение “Грузинское культурно-просветительское объединение “Мамули”, культурно-просветительское общественное объединение “Эстонская община “Ласточка”, армянское культурно-просветительское товарищество “Айастан”, общественное объединение “Еврейское культурное общество “Эмуна”, объединение еврейской культуры имени Изи Харика, турецкое объединение “Дружба-Достлук”.

Гефилте фиш
Нужно: 1 свежая рыба, 4 куска батона, 1 яйцо, 50 граммов сливочного масла, 1/4 стакана молока, 2 луковицы, 1,5 чайной ложки соли, 1 чайная ложка сахара, перец, 1 свекла, 2 морковки, 6 лавровых листиков, луковая шелуха, 0,5 чайной ложки желатина. Рыбу почистить и порезать на куски толщиной 5 см. С каждого снять шкурку. Батон замочить в молоке. Мясо прокрутить с луком и батоном, посолить, поперчить, добавить яйцо, масло, перемешать. Морковь и свеклу нарезать дольками. На дно кастрюли положить часть овощей, луковую шелуху. Кусочки кожи плотно наполнить фаршем. Укладывать слоями, залить водой, чтобы она была выше на сантиметр. Варить на слабом огне 1,5 часа. Остудить рыбу, не вынимая из бульона. Бульон процедить, растворить в нем 0,5 чайной ложки желатина. Куски уложить на блюдо, залить желе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter