Быт без убытков

В сфере бытового обслуживания можно работать успешно и рентабельно

В этой сфере можно работать и успешно, и рентабельно

Отремонтированные комплексные приемные пункты и два новых модульного типа, модернизированный после капитального ремонта районный Дом быта – эти объекты посетили в городском поселке Кореличи Гродненской области специалисты Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения – участники республиканского совещания.

Выбор Кореличского УКП БОН в качестве показательного предприятия был не случайным: на протяжении многих лет его коллектив на собственном опыте доказывает, что в сфере бытового обслуживания можно работать и успешно, и рентабельно.

Как многопрофильное, предприятие не только работает в сфере оказания услуг, но также занимается розничной торговлей и производством промышленной продукции. Однако основным и приоритетным направлением в его работе остается улучшение качества обслуживания населения сельской местности в соответствии с требованиями социальных стандартов.

В состав районного предприятия входят два швейных ателье и парикмахерские в городских поселках Кореличи и Мир, швейный цех, трикотажное ателье, мастерская по ремонту обуви, цех по изготовлению ритуальных изделий, мастерская по ремонту мебели, два магазина розничной торговли, двенадцать сельских КПП. Спектр специальных предложений для населения здесь постоянно расширяется. Сегодня, например, весьма востребованы услуги по обметке ковров, вышивке, изготовлению трикотажных изделий и лекал по индивидуальным заказам клиентов, прокату детских электромобилей, компьютеров.

По объему оказания бытовых услуг в расчете на одного жителя Кореличское УКП БОН занимает лидирующее место в области среди аналогичных предприятий. Среднемесячная выручка каждого комплексного приемного пункта составляет 6,8 миллиона рублей.

За последние годы предприятие почти полностью обновило швейное оборудование, за собственные средства приобрело компьютеризированную вышивальную машину, что позволило расширить и разнообразить ассортимент столового белья. С приобретением стегальной машины начали выпускать одеяла с различными наполнителями, подушки, покрывала из декоративных тканей, пледы, организовали пошив рабочей одежды с нанесением фирменных логотипов.

– Кореличское предприятие – яркий пример того, как надо работать, – рассказал начальник государственного учреждения «Гроднооблбыт» Владимир Спорик. – Мы стремимся иметь дополнительные рентабельные и перспективные виды деятельности, за счет которых можно успешно развиваться, предлагать услуги населению области, а главное – уйти от ассигнований предприятий бытового обслуживания государством. Например, Сморгонский и Зельвенский РБК успешно занимаются изготовлением изделий из ПВХ, на базе Лидского райбыткомбината работает лесоцех, в Свислочском, Слонимском, Мостовском – участки по изготовлению железобетонных изделий. В последнее время значительно укрепилась материально-техническая база предприятий, во многих случаях полностью решились вопросы капитального ремонта, реконструкции объектов, ввода новых комплексных пунктов приема в районных центрах и агрогородках, организовывались новые производства и модернизировались уже существующие.

На сегодняшний день в Гродненской области бытовые услуги оказывают около 1375 предприятий различной формы собственности, 35 из них входят в состав ГУ «Гроднооблбыт». Это 17 районных комбинатов бытового обслуживания населения, 18 специализированных предприятий, имеющих разветвленную сеть подразделений: цеха и мастерские, дома быта, приемные пункты. Среди приоритетных направлений развития сферы бытового обслуживания по-прежнему остается расширение сети объектов, оказывающих необходимый комплекс услуг, и особенно в сельской местности, обеспечение их ценовой и территориальной доступности, выполнение социальных стандартов бытового обслуживания населения, повышение качества и культуры обслуживания, техническое перевооружение организаций, внедрение новых видов и форм оказания услуг, повышение квалификации персонала и другие задачи, определенные Программой развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь.

Особое внимание в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села уделяется сфере бытового обслуживания в сельской местности.

– Потребность сельчан в бытовом обслуживании растет, – продолжает Владимир Владимирович. – Часто из-за низкой рентабельности и убыточности многие услуги, относящиеся к социально значимым, становятся непопулярными у частников, поэтому основная нагрузка по их предоставлению ложится на районные комбинаты бытового обслуживания. Да и изменение рыночной конъюнктуры вносит свои коррективы: мало востребованы услуги по ремонту и вязанию трикотажных изделий, прокату, химчистке и крашению, фотоуслуги. Учитывая этот фактор, работники отрасли ежегодно внедряют более десятка новых предложений с учетом местных реалий.

Сегодня популярны на селе услуги по обработке приусадебных участков, покосу травы, переработке сельскохозяйственных продуктов, помолу зерна, изготовлению изделий из дерева и железобетонных изделий, ремонту мебели и квартир, чистке и дезинфекции канализации и мусоропроводов и другие.

Во всех районах области дополнительно организовано выездное обслуживание жителей отдаленных деревень приемщиками КПП.

– К сожалению, безубыточная работа предприятий ГУ «Гроднооблбыт», оказывающих услуги населению в сельской местности, обеспечивается за счет оказания им государственной поддержки, – комментирует начальник управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Владимир Стома. – За последние 5 лет и 8 месяцев комбинатам бытового обслуживания было выделено 34,576 миллиарда рублей. Эти средства направлены на ремонт, реконструкцию объектов бытового обслуживания, открытие КПП в агрогородках, техническое перевооружение, внедрение новейших технологий в производственные процессы, а также на покрытие убытков, полученных от обслуживания сельских жителей. А прибыль от деятельности предприятий составила всего 1 миллиард рублей, услуг сельчанам оказано на 24,9 миллиарда. Облбыт должен отвечать не только за работу своих предприятий, но также координировать деятельность индивидуальных предпринимателей, следить за повышением культуры обслуживания, наращивать объемы услуг, расширять их виды и повышать качество, изучать и прогнозировать конъюнктуру рынка, разрабатывать мероприятия по перспективному развитию отрасли, гарантировать потребителям качество и безопасность работ. Все необходимые резервы для дальнейшего роста и развития у нас есть. Как есть и реальные примеры, среди которых и Кореличское УКП БОН, показывающие, что для совершенствования в сфере бытового обслуживания пределов нет.

На снимке: «Любой заказ по силам профессионалу», – считает закройщица Кореличского швейного ателье Анна МИХЕЙ.

Фото: Инна ДОБРЫЙДЕНЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter