Быстрее, выше, стильнее!

Рынок авиаперевозок диктует жесткие условия конкуренции
Рынок авиаперевозок диктует жесткие условия конкуренции

Хотелось бы, конечно, слетать в отпуск на самолете: комфортабельно и быстро. Но пока для большинства из нас это дорого. Слишком резко за последние годы поднялось в цене топливо, а пассажирские самолеты, выпущенные еще в советские времена, расходуют его не очень экономично. К тому же они не соответствуют экологическим требованиям многих европейских стран. Как вывести отрасль из непростой ситуации? Об этом корреспондент «СБ» беседует с первым заместителем председателя Госкомитета по авиации Владимиром Костиным.

— Владимир Борисович, давайте начнем с роста цен на топливо. Почему, чтобы его компенсировать, не повысите тарифы?

— В Беларуси авиационное топливо за последние годы подорожало в несколько раз — до 450 долларов за тонну. Да, это немало, но летать все равно надо. Беларусь выгодно расположена географически, находится в центре Европы, благодаря чему наши авиакомпании занимают свою нишу в системе мировых перевозок. Мы взяли обязательство регулярно обеспечивать доставку пассажиров по определенным маршрутам и делаем это, даже если не получаем прибыли. Иначе наше место займут мощные авиакомпании, располагающие большими финансовыми возможностями, более экономичными самолетами. Вернуться на этот рынок, потеряв его, будет практически невозможно.

Но и повысить тарифы, чтобы покрыть растущие затраты, не можем, поскольку пока доходы позволяют лишь относительно немногим заплатить значительную сумму за комфорт и скорость в пути. Удорожание авиаперевозок приведет к падению спроса на наши услуги. Приходится искать иной выход из ситуации. При выполнении международных полетов авиакомпании заправляют воздушные суда на белорусских аэродромах, чтобы не делать этого за рубежом, где топливо еще дороже, и таким образом сэкономить на разнице в его стоимости. Но главное — авиапредприятия готовятся к дальнейшей замене устаревших воздушных судов на новые, современные, более экономичные и комфортабельные. Уже сейчас при использовании авиакомпанией «Белавиа» самолетов «Боинг» на международных линиях экономия затрат на топливо и аэропортовые сборы значительна по сравнению с Ту–154.

— Однако пока современные лайнеры составляют лишь 20 процентов парка белорусских самолетов. Почему обновление идет медленно?

— Это связано в первую очередь со стоимостью современного воздушного судна, достигающей 30 — 35 миллионов долларов. Установленные в нашей стране таможенные пошлины и налоги делают для авиакомпаний так необходимые им самолеты иностранного производства еще дороже. «Белавиа» при покупке первых «Боингов» была оказана государственная поддержка в виде освобождения от таможенных платежей. Кроме того, программой развития гражданской авиации Беларуси на 2006 — 2010 годы предусмотрено, что новые самолеты будут приобретаться за счет собственных средств авиакомпаний и республиканского бюджета, имею в виду участие в государственной инвестиционной программе. Национальная авиакомпания «Белавиа» планирует приобрести три относительно небольших региональных самолета CRJ, а также еще один среднемагистральный «Боинг». Переход на эти два типа воздушных судов позволит значительно снизить затраты на техническое обслуживание и подготовку специалистов, сократить расходы на топливо и портовые сборы.

Кроме того, в отрасли создана современная система управления воздушным движением, которая приносит немалый доход от сопровождения воздушных судов, пересекающих территорию страны. Аэропорты, расположенные в областных центрах, аккредитованы как международные. Транзитные самолеты совершают там технические посадки для дозаправки и обслуживания, что приносит дополнительную прибыль.

— И последний по счету, но не значению вопрос: как ожидаемые перемены скажутся на безопасности воздушного сообщения?

— Какие бы воздушные суда ни эксплуатировали авиапредприятия, безопасность пассажиров является приоритетом. Благодаря такому подходу Национальная авиакомпания «Белавиа» не допускает происшествий. Современная авиатехника оборудована приборами, позволяющими в полной мере обеспечить безопасность полетов. Основные операции выполняет компьютер, а пилот лишь контролирует работу бортовой аппаратуры. Такие воздушные суда могут летать при любых погодных условиях, точно выдерживать скорость, направление и высоту полета, а это очень важно, если учесть, насколько загружены международные трассы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter