Было “ваше” — станет “наше”?

Белорусским производителям напитков, одежды и мебели дают шанс «показать себя»На белорусском рынке свои стереотипы качества сложились уже давно: под влиянием сначала советского дефицита, потом хлынувшего импорта, помноженного на покупательские традиции и пристрастия жителей страны разных поколений. В результате такие брэндовые вещи, как “наше белье”, “наша еда” и “наша косметика”, смогли осесть в головах людей как “самые-самые”, а вот при покупке одежды, некоторой бытовой техники, парфюмерии покупатели автоматически тянутся к прилавкам с импортными товарами — тут белорусским аналогам конкурировать сложнее. Поэтому неудивительно, что появившаяся недавно информация о товарах, “ограничение импорта которых не окажет заметного влияния на ситуацию на потребительском рынке страны”, тут же вызвала резонанс. “Нас хотят оставить совсем без заграничной одежды, а в магазинах можно будет купить только белорусскую технику, соки и даже шоколад?” — примерно так можно сформулировать вопрос, который читатели “НГ” задавали, звоня в редакцию. Какие-то изменения в магазинах нас ждут — это понимают все. Но вот какие именно — пока разобрались единицы. С помощью специалистов “НГ” выяснила, что к чему.

Первое, что уточнил, комментируя нововведение первый заместитель министра торговли Михаил Свентицкий, “никакого запрета на импорт нет”. По его словам, торговое ведомство лишь определило тот перечень товаров, “который в условиях существующих проблем с кредитованием закупок можно рассматривать в последнюю очередь”. То, что Беларусь не будет вводить запрета на импорт потребительских товаров, вчера официально подтвердил и вице-премьер страны Андрей Кобяков: “В условиях мирового финансового кризиса Беларусь, безусловно, приветствует активную реализацию на внутреннем и внешнем рынке товаров отечественных производителей. Но и вводить запрет на импорт страна не будет. Во всяком случае, каких-либо решений в законодательных актах, препятствующих импорту товаров, нет и не будет. Товары, которые привык видеть белорусский потребитель на прилавках, будут”, — сказал он.
Проще говоря, в список иностранных вещей так называемого “некритического импорта” вошли товары, аналоги которых в достаточном количестве производятся и у нас. Таким образом, торговля собирается одновременно помочь нашим производителям пережить кризис, но и не дать покупателям остаться без радостей шопинга. “Мы будем жестко контролировать ситуацию на потребительском рынке, чтобы не допустить малейших сбоев в поставках товаров”, — пообещал замминистра торговли.
Однако ситуация все равно беспокоит покупателей: если идея повлиять на соотношение импортных и отечественных товаров в магазинах есть, значит, для этого что-то будет делаться. Что именно? Официальных решений по этому поводу нет, однако перечень товаров “некритического импорта” есть. В него вошли йогурты, сливочное масло, творог, шоколад, уксус, майонез, безалкогольные и энергетические напитки, мороженое, пиво, хлеб, а также хозяйственное мыло, сумки, ковры, “бэушная” одежда, трикотаж, керамическая посуда, бытовая мебель, велосипеды и сухие строительные смеси. Что касается товаров “критического импорта”, то их изменения вообще никак не коснутся.
Как прокомментировали в Министерстве торговли, “мы не испытываем опасений, если в какой-то мере ограничим закупки, например, соковой продукции, достаточный ассортимент которой выпускается отечественными производителями. В данных условиях можно ограничить объемы импортируемого пива, минеральных вод, напитков”. Кроме того, составленным списком специалисты “ориентировали импортеров и торгующие организации, на чем нужно сконцентрировать свое внимание в части поставок импортных товаров”.
Сама “кухня” преодоления кризиса большинство белорусов интересует постольку-поскольку. А вот действительно ли перемены не скажутся на комфорте покупателей, как это обещают специалисты, покажет время — судя по всему, самое ближайшее, так как в некоторых торговых точках страны прилавки начали видоизменяться с акцентом на белорусские товары уже сегодня. “НГ” будет следить за развитием событий. И еще один вопрос, который волнует многих: смогут ли белорусские производители удовлетворить все возрастающие потребности покупателей? О том, как изменится в ближайшем будущем, например, один из самых популярных рынков - одежды, — читайте в одном из ближайших номеров “НГ”.


Компетентное мнение “Мы просто будем покупать больше своего”

Сергей ПУПЛИКОВ, ведущий научный сотрудник Центра исследований мировой экономики и международных экономических отношений Института экономики НАН
— Импорт бывает критический и некритический. Критический импорт — это энергоносители, лекарства, стратегическое сырье для предприятий, ориентированных на экспорт. Некритический импорт включает те товары и услуги, без которых можно обойтись, — их производят в стране.
Когда на внутреннем валютном рынке существует “напряженность” (спрос превышает предложение), то государство “вмешивается” и пытается влиять на курсообразование. Список некритического импорта нужен для того, чтобы сократить спрос на иностранную валюту и направить валютные потоки на критический импорт.
Эта практика хорошо отработана в Беларуси, подобные методы используют в государствах с переходной экономикой, например в Узбекистане. Страны с открытой экономикой — Беларусь относится к их числу — периодически вводят подобные ограничения.
На потребителе это никак не скажется — просто мы будем покупать больше товаров отечественного производителя.

Точка зрения “Конкуренция помогла белорусским товарам вырасти в качестве”

Какая продукция, белорусская или импортная, пользуется большей популярностью у белорусских граждан? С этим вопросом мы обратились к заместителю директора одного из крупнейших магазинов страны — ОАО “ЦУМ Минск” — Алексею СОКОЛУ. Ежедневно ЦУМ посещает более 30 тысяч покупателей. В предпраздничные и праздничные дни это цифра повышается в несколько раз — так что работники универмага знают о покупательских предпочтениях белорусов наверняка.
— Необходимо в целом смотреть на структуру товарооборота и ассортиментную политику, которые формируются в соответствии с покупательским спросом. Когда мы планируем поступления на месяц, определяем необходимый объем товаров. Около 70 процентов в нашем универмаге составляет продукция белорусского производства. Но необходимо учитывать и тот факт, что есть товары, которые в Беларуси не производятся вообще, либо производятся в таких объемах, в которых не могут покрыть потребительский спрос. Приведу пример: в Беларуси практически не выпускают спортивный инвентарь — снаряжение, ракетки, мячи... Текстильная группа тоже представлена только несколькими белорусскими предприятиями, поэтому в этих группах в универмаге продается около 70 процентов импортных изделий. В то же время есть товарные группы, которые находятся в конкурирующей среде: это техника, парфюмерия, галантерея. Импортная среда ведет к стимулированию белорусского производства. Сейчас мы уже можем заметить, как выросли в качестве наши белорусские товары. А ведь когда-то был настоящий вал импортных. Сегодня отечественная продукция ни в качестве, ни в дизайне не уступает зарубежным аналогам, а иногда даже превосходит их. Кроме того, многих покупателей привлекает цена на белорусские товары — она существенно ниже. Но у потребителя всегда должен быть выбор. Мы как учреждение торговли обязаны учитывать интересы всех социальных слоев общества.

 “НГ” спросила у покупателей ЦУМа

Какие белорусские товары вы предпочитаете импортному аналогу?
Алла Липень, 47 лет
— Я покупаю практически все белорусское. Заграничные товары мне, признаться, не по карману. Недавно приобрела себе импортные сапоги, а они потрескались... Очень нравится отечественный трикотаж. Красивый, теплый, приятный для тела. Люблю белорусскую косметику.
Юлия Оскирко, 20 лет
— Возможно, вы удивитесь, но я отдаю предпочтение белорусской продукции — от белья до техники. Мне нравится белорусская одежда. Она очень удобная, практичная и красивая. Некоторые по-прежнему считают, что белорусские кофточки, юбочки, блузки — это что-то бесформенное и неинтересное. Но это не так. Не так давно купила себе обновку на одном столичном рынке. Когда мне сказали, что она сделана белорусскими производителями, долго не могла поверить. Вещь была просто изумительной красоты.
Владимир Морозов, 35 лет
— Продовольственные товары покупаю исключительно отечественного производства. Никогда не доверял заграничным “прысмакам”.

Какую отечественную продукцию вы не приобретете, если будет импортный аналог?
Максим Козловский, 25 лет
— Не остановил бы свой выбор на белорусской технике. Всего год назад мой друг купил отечественный телевизор, а он уже забарахлил. Еще я предпочел бы белорусскому импортный монитор. У нас на работе стоят отечественные. Работать на них сложно — буквы расплываются, ползут... Час за монитором — и глаза практически выходят из орбит.
Ольга Лепова, 21 год
— Я вообще не покупаю отечественные товары. Меня не устраивает их качество. Но это мое личное мнение. Моя подруга, наоборот, в восторге от всего “made in Belarus”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter