"Беларусьфильм" перестал снимать фильмы о войне: хорошо ли это?

Было. Будет... Будет ли?

Как долго можно не снимать фильмы о своей истории, где самыми драматичными были годы Великой Отечественной?
Когда с чьей–то легкой руки киностудию «Беларусьфильм» метко переименовали в «Партизанфильм», то в этом чувствовалась ирония и даже досада: сколько можно снимать фильмов о войне? Кто бы мог подумать, что спустя годы в этой иронии будет уже чувствоваться совсем иное — ностальгия, а порой и тоска: как долго можно не снимать фильмы о своей истории, где самыми драматичными были годы Великой Отечественной.

По сути, именно в военной теме белорусское кино стало национальным и узнаваемым. Это действительно было многожанровое, политематическое и разностильное кино. Белорусские военные фильмы от «Константина Заслонова» до «В августе 44–го...» — это целая эпоха национальной культуры. Снимали драмы, трагедии, притчи, триллеры, романтические мелодрамы. Кино создавалось на разную аудиторию. Трудно поверить, но у нас некогда существовало настоящее искусство детского кино на эту тему, где были свои знатные мастера и незабываемые фильмы. Давние зрители таких раритетов, как «Девочка ищет отца», «Я родом из детства», «Иван Макарович», «Полонез Огинского», солидно повзрослев, до сих пор помнят силу воспитательного эффекта такого кино, о чем нынче вообще не принято говорить и что воспринимается почти как анахронизм. Хотя, если честно, этот эффект и сегодня ощутим. Не забуду, как чувствительно реагировали на историю молодого бойца Артема Перегудова современные студенты, многие из которых понятия не имели ни о «Венке сонетов», ни о белорусском кино вообще и для которых просмотр военных фильмов стал настоящим открытием и откровением.

У многих молодых выпускников ВГИКа, пришедших на белорусскую киностудию, путевкой в большое кино стали именно фильмы о войне, которые до сих пор считаются непревзойденной классикой. Если бы некогда не заметили совсем неопытных Виктора Турова, Виталия Четверикова, Бориса Степанова, Игоря Добролюбова, Валентина Виноградова, Михаила Пташука, Валерия Рыбарева, то не было бы у нас ни «Через кладбище» (вошедший в список ЮНЕСКО «100 лучших фильмов мира»), ни «Руины стреляют» (удостоенный Государственной премии и повлиявший на присвоение Минску звания города–героя), ни «Альпийской баллады» (на который ходили целыми семьями, классами, военными городками), ни «Восточного коридора» (открывшего ранее неизвестную стилистику поэтического черно–белого кино), ни «В августе 44–го...» (первый военный кинотриллер), ни «Свидетеля» (впервые представившего иной уровень киноправды на экране). Если бы не настойчивость Алеся Адамовича и Элема Климова, то не было бы у нас «Иди и смотри», который определил новые высоты в военной теме.

История иногда считается с сослагательным наклонением. Если бы в свое время у начинающего Вячеслава Никифорова не было фильма «Зимородок», то не было бы и его последующих фильмов «На безымянной высоте» и «Палач», о которых сегодня принято говорить «кассовые» и «рейтинговые». Последняя картина вообще добавила нам новое знание о войне, открыла страницу, о которой мы мало что знаем. Возможно, именно «Палач» станет началом поисков новой, ранее неизвестной или закрытой правды о войне. Режиссер В.Никифоров снял этот фильм в России, а если бы захотел его снять в Беларуси, то, наверное, ждал бы этого права еще и сегодня. Как до сих пор ждет права на постановку своего кино в нашей стране, где он давно состоялся как мастер, где в его профессионализме, казалось бы, не должно быть никаких сомнений. А пока будут сомнения, страх и равнодушие, то мы так и не дождемся новых фильмов ни о войне, ни о современности.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 133 (24763). Четверг, 16 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter