Была пора, была эпоха

Мы сидим в уютной квартире подполковника в отставке Н.С.Короткина, вспоминаем о давно прошедшей войне, которая не минула ни его, ни меня...

Мы сидим в уютной квартире подполковника в отставке Н.С.Короткина, вспоминаем о давно прошедшей войне, которая не минула ни его, ни меня. Нинель Семенович рассказывает о своем отце - партизанском комбриге Семене Михайловиче Короткине, показывает фотографии старшего политрука в буденовке, свое фото, фотографию сына Андрея, тоже подполковника.


- Странное у вас имя, Нинель Семенович, - замечаю я.


- Ничего странного. Прочтите наоборот, только мягкий знак уберите. Что получается? Ленин. Эпоха! История!


- Когда я думаю о войне и вспоминаю самое памятное, то сознание мое выбирает все же 22 июня 1941 года - день начала войны, - продолжает Нинель Семенович. - Мне в ту пору исполнилось девять лет. Семья наша жила в горпоселке Шумилино Витебской области. Отец был секретарем райкома партии.


Началась срочная эвакуация. Моя мать Мария Андреевна была на последнем месяце беременности - брат Юра родился в дороге. Отец в это время сопровождал последний эшелон с ценным грузом. Уже в Ивановской области он догнал нас, и мы всей семьей прибыли в город Мамадыш на реке Вятка, в Татарии.


Сразу же после прибытия в Мамадыш отец стал "бомбить" ЦК партии просьбами направить его в действующую армию или во вражеский тыл. В конце концов просьбу удовлетворили. И в начале февраля 1942 года после окончания в Москве курсов партизанской подготовки его направили в Сиротинский район.


Помню последнее расставание. Поздним зимним вечером я стоял в очереди за хлебом. Было очень холодно. Мимо проезжал санный обоз. Рядом с обозом шли люди. И среди них - отец. Мы бросились друг к другу. Он крепко обнял меня, поцеловал. Сказал, что уходит бить фашистов, а мне как старшему наказал быть помощником маме, беречь сестренку и братишку. Это была последняя встреча с отцом.


Вот и все, что я знал... Неизвестность томила. Хотелось узнать подробности. После окончания войны начал настойчивые поиски сведений о комбриге Короткине, переписывался с теми, кто сражался вместе с ним. Таким он предстал в рассказах друзей и соратников:


- Твой отец был незаурядным человеком, - вспоминал начальник штаба бригады П.А.Хомченко. - Пришел из-за линии фронта и за десять дней после прибытия в Козьянские леса создал бригаду в составе трех отрядов численностью 300 человек. Как такое возможно? Да очень просто! Семена Михайловича знали в каждой деревне еще с довоенного времени, знали как человека открытого, умеющего дать дельный совет, а если потребуется, и оказать помощь. Ему верили. Поэтому уже по пути к месту постоянной дислокации группа быстро пополнялась местными жителями.


...Пламя войны полыхало второй год. После поражения под Москвой немцы предприняли наступление на юге России. Чем в этой ситуации помочь фронту? Железная дорога Полоцк - Витебск функционирует бесперебойно. Но чтобы ее вывести из строя, не хватает сил, нет взрывчатки. А что, если провести операцию по разрушению железнодорожного полотна с помощью населения? Так думал командир бригады.


В ночь с 29 на 30 августа 1942 года Сиротинская бригада в полном составе ушла на выполнение задания. В полночь все участники операции вышли на полотно железной дороги между станциями Ловша и Оболь. Когда на востоке начала заниматься утренняя заря, с командного пункта стало хорошо видно, как рядом с партизанами сотни крестьян орудуют ломами, кувалдами - рушат верхнее строение железной дороги, роют глубокие рвы. Это была первая в истории партизанского движения крупномасштабная операция по разрушению железной дороги. Именно так родилась идея "рельсовой войны". Комбриг Короткин был награжден орденом Красной Звезды.


- Никто не знает, где похоронен отец, - говорит Нинель Семенович. - Мои упорные поиски тоже не увенчались успехом. Но в городском парке Шумилино есть воинское захоронение, где установлена памятная плита комбригу С.М.Короткину. Его именем названы улица в Шумилино, совхоз, на центральной усадьбе которого стоит памятник герою. В музеях боевой и трудовой славы городского поселка Оболь, в Полоцке, Россонах, Ушачах, Глубоком, Витебске, Минске есть уголки, стенды, экспозиции, посвященные славному командиру.


Осенью 1944 года наша семья из Татарии выехала в Белоруссию.


Сколько сил стоило матери вырастить троих детей! Она подняла нас и вывела на широкую дорогу жизни. За вклад, внесенный в победу советского народа, за ее материнский подвиг, совершенный на пределе человеческих возможностей, она награждена медалями в честь 30- и 40-летия Победы в Великой Отечественной войне.


Александр Суслов, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter