Почему кооператоры проигрывают конкуренцию частным торговым сетям

Быль о потерянном времени

Почему кооператоры проигрывают конкуренцию частным торговым сетям...
универсам, барановичиПарадокс наших дней: редкая деревня, где есть сотня жителей, не имеет магазина, а сельчане все равно едут за покупками в города. Там разнообразнее ассортимент, свежее продукты, ниже цены. Потребкооперация проигрывает частным торговым сетям по всем фронтам. Об этом остро говорилось в минувший вторник на совещании у Президента. В чем причина? В этом мы попытались разобраться на конкретном примере.

Одна из основных проблем Белкоопсоюза - техническая и технологическая отсталость. Без модернизации конкурировать с частниками в дальнейшем будет еще сложнее. А ведь кооперативную торговлю они не заменят. Райпо сегодня основной поставщик продуктов и промтоваров сельчанам. Частник же строит магазины в первую очередь там, где ему выгодно. А большинство сельмагов априори убыточно. За прибылью, которую можно вложить в развитие сети, надо идти в город. Но беда в том, что большинство мест там уже занято, а на свободные, похоже, денег у потребкооперации нет.

Характерный пример - Барановичи. Универсам местного райпо открылся в новом микрорайоне города минувшей осенью. Проектировать торговый объект начали еще в 2009 году - одновременно с массовым строительством жилья. На тот момент здесь с торговыми точками было плохо. Так что крупный универсам, несомненно, стал бы прибыльным проектом. Однако генподрядчик строительство провалил, а райпо смирилось, в суды не ввязывалось. Объект сдали на два года позже. В итоге, по словам главного специалиста Барановичского межрайонного комитета государственного контроля Брестской области Дениса Азарко, стоимость строительно-монтажных работ увеличилась на 3,4 миллиарда рублей. Когда магазин открылся и товарооборот пошел, упущенная экономическая выгода магазина составила порядка 2 миллиардов...

Свято место, как известно, пусто не бывает. Пока долгострой тянулся, рядом выросли магазины других крупных частных торговых сетей. Теперь, сетует начальник торгового отдела райпо Наталья Латышева, прибылью приходится делиться с ними:

- Сейчас наш среднемесячный товарооборот 1,5 миллиарда рублей. Если бы универсам был введен в строй по плану - в 2011 году, он давал бы 4 миллиарда товарооборота. Нынешняя прибыль - очень маленькая. С учетом выплат кредита - 16 миллиардов рублей под 25 процентов годовых - можно сказать, что мы работаем в "ноль". 

Еще один объект райпо - придорожное кафе "Звездное", что стоит на оживленной трассе недалеко от города. Когда-то здесь были гостиница и точка общепита. Гостиница уже не работает, а кафе недавно закрыла санстанция. Денис Азарко поясняет:

- Антисанитария полнейшая: от паутины до неработающей канализации. Повара сливали воду в ведра! Некоторые продукты хранились с просрочкой от нескольких дней до года.

Напротив закрытого райповского объекта частники построили шикарный современный комплекс: несколько кафе с хорошим сервисом. От клиентов нет отбоя. Здесь часто бывают и горожане, предпочитающие отдых вдали от шумных улиц, и водители, среди которых много "дальнобойщиков". Но, как известно, чтобы прибыль росла, в бизнес нужно вкладывать деньги. Они у райпо есть. Но, как утверждает его председатель Сергей Филипский, работающий в этой должности с июня прошлого года, недостаточно:

- Райпо, судя по актам проверки госконтроля, ничем не занималось в плане оснащения по всему району: ни лампочки, ни проводка нигде не соответствуют нормам. Когда ничего не обновляется, все приходит в упадок. За счет такой экономии наращивалась "оборотка". Но везде, где у райпо есть конкуренты - современные торговые сети, с прибылью проблемы. 

Руководители подразделений потребкооперации объясняют это социальной направленностью организации. Председатель правления Брестского облпотребсоюза Олег Нестерук высказал такое мнение:

- Мы не успеваем за частными сетями, потому что не имеем миллиардных объемов финансирования. У нас своя маттехбаза - 1.800 магазинов в области, из них 60 процентов - мелкие магазины на селе. Отсюда и логистика, со всеми вытекающими проблемами.

Автолавки и небольшие магазины на селе, особенно там, где населения не более нескольких сотен, убыточны. Ведь даже при отсутствии рентабельности торговый объект должен поддерживаться в надлежащем виде, предоставлять соответствующий выбор товаров, продавцу нужно платить зарплату. Олег Нестерук добавляет:

- Раньше, с учетом работы на селе, кредиты мы могли брать под ставку рефинансирования плюс 3 процента. То есть работали под 12 - 15 процентов. Была и господдержка, и льготные кредиты. Сегодня мы в тех же условиях, что и другие субъекты хозяйствования. Кредиты под 48, 50 процентов и выше. Частник вкладывает только в развитие своих гипермаркетов, он никогда не будет строить магазины в убыточном месте. 

Чтобы выжить, потребкооперация сегодня проводит оптимизацию структуры, которая должна закончиться до 2015 года. Но наряду с организационными преобразованиями не помешало бы и больше предпринимательской разворотливости. 
Советская Белоруссия №21 (24404). Вторник, 4 февраля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter