Буйство красок

Поспорим о вкусах
Поспорим о вкусах

Помню, у моей бабушки на комоде стояли семь слоников, с которых она добросовестно смахивала пыль. В старые добрые времена такие композиции были чуть ли не обязательным атрибутом любого более–менее состоятельного дома. Считалось, что магическая цифра 7 и статуэтки экзотических животных приносят удачу. Вот такая мода на счастье.

Сегодня, конечно, слоники исчезли с комодов. Как, впрочем, и сама старая массивная мебель. Но вот мода на счастье осталась. Только теперь фабричные поделки сменили городские, садово–парковые скульптуры. Пожалуй, в каждом городе есть свой памятник, подержавшись за который, гласит молва, обязательно обретешь то самое заветное счастье. В Гомеле, например, «исполняют желания» прикосновения к отлитому в металле знаменитому клоуну Карандашу. Из-за большого количества жаждущих воплотить свои мечты в жизнь краска со скульптуры постоянно стирается. Покрывая изваяние очередным слоем цветного лака, местные чиновники обращаются к гомельчанам: «Дайте высохнуть краске, успеете подержаться за счастье». Но разве ж в погоне за фортуной будешь ждать?

И все–таки не поиски лучшей доли руководят архитекторами и художниками, а скорее стремление облагородить внешний вид Гомеля, найти для него некий оригинальный облик. Потому что многоэтажные бетонные или кирпичные коробки, расставленные по строгим прямым линиям и зажатые асфальтом, хоть и можно отнести к монументальным образцам строительного творчества, но пространство, честно говоря, они мало украшают.

— Мы не для красоты дома строим, а для удобства, — сказал мне знакомый прораб Федор Иванович, попросив не упоминать его фамилию. — Поиском прекрасного пусть художники занимаются.

В Гомеле поиск в самом разгаре. Более всего местным скульпторам полюбился мир животных. Можно позавидовать их фантазии. Лисы, медведи, поросята, вороны, козлята, лошади. Есть и свой то ли дракон, то ли крокодил. И даже прыгающие рыбешки, которых остроумные горожане нарекли «бешеными селедками».

— Лично меня немного смущает тенденция распространения скульптур животных по всему городу, — признается заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Анастасия Кузьменкова. — А «селедки» — это не очень удачная, мягко говоря, композиция.

Несмотря на такое мнение, бетонные рыбки установлены. И решение принималось не без участия управления архитектуры и градостроительства. Идею, воплощенную в проект, сначала вырабатывают администрации районов, а потом согласовывают с главными художником и архитектором города. А так как это не почетные звания, а всего лишь должности, то иногда происходит смена людей на столь ответственных постах. И, конечно, у каждого есть свое, хоть и профессиональное, но все–таки личное мнение. Одному нравится, другому нет. По поводу тех же «селедок» гомельчане высказывают совершенно различные мнения.

— На мой взгляд, довольно забавные, я бы даже сказал, прикольные рыбки получились, — простодушно сообщил мне Михаил, житель ближайшего к спорной композиции дома.

— А я на них смотреть уже не могу. Уродливые, непривлекательные, примитивные, — решила поспорить спутница Михаила.

Вероятно, если устраивать большой городской худсовет по каждой скульптуре, получится нечто подобное. То ли дело раньше? Везде томные Венеры с изящными Аполлонами, которых чуть позже, в эру социалистического строительства сменили упитанные дамы с веслами и подтянутые юноши с горнами и барабанами. Правда, тогда художникам негде было развернуться. Сейчас же накопившаяся до краев творческая энергия полилась наружу. Но до оригинальных композиций Гомелю пока, на мой взгляд, далеко. Вот, к примеру, в соседней России мода – эпатирующие скульптуры — буквы «$», батареи, обманутых вкладчиков, пельменя, рубля, валенка и даже любовника, прыгающего с балкона.

— Но особой популярностью пользуется изваяние сантехника, — рассказали мои друзья. — Считается, что если подержаться за него, то твой домашний унитаз до конца жизни не сломается.

В Гомеле пока же не до изысков.

— Многие композиции вообще неграмотно сделаны, — продолжает свой анализ Анастасия Кузьменкова. — Например, скульптура отдыхающего коня в Железнодорожном районе. В такой позе может лежать только собака. Такое впечатление, что автор плохо представляет себе скелет животного. Ну не может конь так лежать! Хотелось бы видеть скульптуры, сделанные на более профессиональном уровне. Все–таки Гомель — славный город! Вот Дама с собачкой, установленная в Советском районе, интересная работа и прекрасно вписалась в городское пространство.

Как бы там ни было, но Гомель пока еще ищет свой стиль. Рыбы, птицы, орлы и куропатки... К этому можно добавить корабли, яблоки, оленей и улиток. Одним словом, говоря языком искусствоведов, полная эклектика. Хорошо это или не очень?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter