Буш - Путин: очень приземленный саммит

Государственный секретарь США Колин Пауэлл очень оптимистично высказывается накануне саммита Буш - Путин.
Государственный секретарь США Колин Пауэлл очень оптимистично высказывается накануне саммита Буш - Путин. Оба государственных лидера, говорит он, примерно одного возраста, они спортивны и известны своей откровенностью, что должно дать им возможность понять друг друга и прийти к согласию. Колин Пауэлл не сказал, однако, что потребовалось неоднократное международное вмешательство на самом высоком уровне, чтобы убедить очень нерешительного Дж.Буша встретиться со своим российским коллегой в Любляне (Словения) в конце недели.

Техасец не является экспертом в области мировой политики, и большая часть его многочисленных дипломатических или стратегических советников, сформировавшихся во времена "холодной войны", склонны возрождать свой былой антисоветизм, который выражается в очень сдержанной по поводу нынешней России позиции. По их мнению, эта страна является лишь "региональной державой", с которой у США нет никакого резона вести обсуждение дел мирового масштаба. Поэтому Буш сначала решил посетить встречу "восьмерки" в Генуе в конце месяца, чтобы затем встретиться с Владимиром Путиным. А чтобы показать, что он не намерен церемониться с чувствительностью Москвы, он выслал около 50 российских дипломатов - треть состава посольства России в Вашингтоне - "за деятельность, несовместимую с их должностью", то есть за шпионаж. Пригрозив ответить адекватно, Москва выслала четверых американцев из 1.500, которые аккредитованы в Москве.

Враждебное отношение США заставило Путина активно сближаться с Китаем и Европейским союзом, в частности с Германией, которую он хорошо знает и в которой он работал почти 10 лет. В ходе своей поездки в Вашингтон в марте немецкий канцлер Герхард Шредер сказал Дж.Бушу во время встречи один на один "все хорошее", что он думает о российском Президенте. При этом посоветовал США не предоставлять кредитов России, потому что "деньги, переданные России, в конце концов оказываются на счетах налоговых раев". Состоявшаяся через несколько недель публикация записи этой встречи двумя еженедельниками - "Шпигелем" и "Фокусом" - вызвала гнев Владимира Путина, который осудил в ходе одной из конференций "провокацию немецкой прессы".

В то же время вмешательство Герхарда Шредера - и, конечно, других европейцев - по отношению к Бушу все-таки сыграло роль в изменении отношения со стороны Америки. В то время как в марте Вашингтон отказался проводить саммит, предложенный Сергеем Ивановым, тогда секретарем Совета безопасности, новое предложение, переданное в апреле его однофамильцем Игорем Ивановым, было благосклонно принято. Более того, через несколько дней, во время выступления в Институте национальной обороны в Вашингтоне Буш выразил свое намерение учитывать интересы России во время реализации проекта противоракетной обороны.

Как известно, новый американский президент решил взять на себя старый проект Рональда Рейгана, который в 1986 году собирался создать противоядерный щит, чтобы защитить США от советских ракет. Эта инициатива заставила русских усилить свою оборону, что ускорило развал СССР. Через 10 лет, когда советской угрозы не существует, чего хотят добиться США, создавая этот дорогостоящий щит, о котором никто не может сказать, что его действительно возможно создать? Русские, которые связаны с США Договором по ПРО, не одни задаются этим вопросом. Американские партнеры по Североатлантическому альянсу также заинтригованы.

Некоторые элементы ответа на этот вопрос были даны, когда один высокопоставленный представитель Белого дома в пространном интервью "Нью-Йорк таймс" описал опасность, которую будут представлять к 2020 году Северная Корея и Ирак, и предположил, что для успокоения России США должны будут покупать их великолепные ракеты С-300, привести в должное состояние свои радары и покупать другое российское вооружение.

Сенсационная новость "Нью-Йорк таймс" вызвала настоящую бурю в Москве, где министерство иностранных дел старается убедить всех, что на сегодняшний день не поступило никаких предложений и что любые расчеты бесполезны. Как раз это Владимир Путин должен доказать Джорджу Бушу в Любляне. Его задача будет еще менее простой оттого, что американская пресса наполнена статьями о разрухе российской экономики, которые не способствуют инвестициям в эту страну. Словом, предстоят тяжелые переговоры.

На снимке: президент США Дж.Буш (крайний слева) во время пребывания в Гетеборге, Швеция, 14 июня.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter