Посмотрели, как на Гродненщине сохраняют традиции создания колядных атрибутов

Бусел к вам в хату

На всей белорусской земле в эти зимние дни отмечают Колядки. Так повелось издавна — устраивать праздничные гулянья, которые длились около двух недель. Козу гнали — чтоб на поле был хороший урожай, Медведя — чтобы семья была здорова и богата. Поздравляли хозяев, устраивали забавы, пели песни. Среди колядовщиков всегда был звездоносец, который нес символ добра и праздника.

Мастер художественных изделий Татьяна Рублевская с учащимися скидельской СШ № 1 Валерией Биретой, Есенией Романовой и Ксенией Куц.

— Обход дворов, обрядовое застолье, молодежные гулянья, игры — все это белорусское Рождество, живая традиция народа, — рассказывает заместитель директора Гродненского областного центра народного творчества Наталья Романович. — И эту традицию можно увидеть своими глазами на Гродненщине в эти дни. А также побывать на мастер-классах от рукодельниц области по изготовлению елочной звезды, цепочек и елочных игрушек из материалов, которыми пользовались наши предки.

Непременно «гуляла» с празднующими Рождество грациозная Козочка, которая у елки падала замертво. И пока ее не приводили в сознание щедрые крестьянские угощения, она не могла встать.

— Бабуля вспоминала, что раньше в некоторых деревнях маску Козы делали из дерева и к ней прикрепляли настоящие рога, но для этого нужен хороший мастер — резчик по дереву, рога покупали у охотника, — продолжает Наталья Романович.


В наше время очень даже красиво смотрится маска Козы из папье-маше. Мастер отдела этнографии, фольклора и ремесел Гродненского окружного культурно-информационного центра Татьяна Рублевская воспроизводит процесс ее изготовления:

— Сначала делаем заготовку нашей будущей Козочки из пластилина. Затем на нее с помощью клея ПВА наносим девять слоев бумаги. Чтобы не осталось непроклеенных мест, белую бумагу смешиваем с газетной. А дальше все это надо просушить восемь-девять дней. Потом отделяем полученную маску от заготовки и делаем Козе макияж: прорисовываем реснички, губки, носик. Тут уж все зависит от вкуса и фантазии!


Наталья Романович, в свою очередь, вспоминает, как во время фольклорных экспедиций выяснили у старожилов, что в Гродненской области на рождественские праздники был очень распространен еще один образ:
— Бусел. В группе колядовщиков он символизирует высший мир усопших предков, вместе со всеми приносит в дом благополучие. Роль Бусла довольно проста: он ходит молча, может танцевать, клевать хозяев и их детей, вызывая у них смех, заглядывать в горшки с едой. А хозяева угощают его либо водкой, либо дают тарелку ржи. Импровизированная голова Бусла крепится к палке. Мужчина носит ее поверх себя, а сам прячется под белой простыней.
Колядовщики также ходили со звездой, символом той самой Вифлеемской звезды. Мастер отдела этнографии, фольклора и промыслов Гродненского окружного культурно-информационного центра, носительница художественных практик соломоплетения в Гродненском районе Ирина Шавельская рассказывает:

— Звезду делали пяти- или восьмиконечной, украшали цветной бумагой, блестящими лентами, бантами и тканью. Я делаю только восьмиконечные. Самую простенькую можно изготовить из соломенных трубочек за два-три часа. Именно такие учу делать на мастер-классах. На большую, диаметром 45 — 50 сантиметров, может уйти несколько дней. И такая работа требует определенных навыков.


В центре Рождественской звезды традиционно наклеивали икону, картину, персонажей вертепа. Иногда внутрь звезды ставили свечу, но это распространено в других областях, не на Гродненщине. Подойдя к дому, один из колядующих, обычно звездоносец, входит во двор, стучит в окно и спрашивает: «Звезду впустишь?» Если хозяева дают добро, то все входят в дом, становятся перед красным углом и поют. Местные фольклористы говорят, наши предки верили: впустить в дом звезду — впустить в дом счастье и достаток.

Особым украшением дома к Рождеству был соломенный паук. Он служил хозяевам своеобразным оберегом и украшением, так как «жил» в хатах задолго до появления ряженых елочек.

— Строгая геометрическая форма паука подчеркивала порядок в доме, считалось, что, крутясь в ту или другую сторону, он забирал плохую энергию и оберегал жизнь хозяев, — делится знаниями Ирина. — Поэтому через год его обязательно надо было сжечь.


vrublevskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter