О черном пиаре

Буря в стакане водки

Если проанализировать творческий путь московского актера Алексея Панина, получится не актерская карьера, а какая–то сводка милицейской хроники. Любая поисковая интернет–система готова выдать всю подноготную актера: «объявлен в розыск», «устроил дебош в кафе Приамурья», «устроил дебош в Туапсе», «наорал на Свету из Иванова», «разгромил гостиницу». Инцидентов столько, что кажется, по России орудует распоясавшаяся банда, назвавшаяся, как какой–нибудь теплоход, в честь реального человека, современного Емельяна Пугачева. Правда, ну не может же один человек столько натворить?..


Оказывается, может. Бегает голым по гостинице, крушит мебель, грубит официантам и барменам, которые, между прочим, тоже люди и не с сахарных плантаций Бразилии приехали. Вот даже в программе «Человек и закон» сюжет про Алексея Панина сняли. «Где заканчивается черный пиар и начинается вмешательство в частную жизнь, пусть и публичного человека?» — строго спрашивает ведущий Алексей Пиманов. Не знаю, что ему ответить. По–моему, каждый сам устанавливает водораздел. Но полицейского, снимавшего задержанного после очередного происшествия Панина на телефон, Пиманов пожурил: актер хоть и дебошир, но все–таки не зверек в зоопарке. Но снимали же его не ради удовольствия, а чтобы как–нибудь пристыдить. Теперь амурский полицейский просит привлечь актера за оскорбление.


Традициям дебоша публичных людей не один год. И Шукшин столы с закусками переворачивал, и Олег Даль съемки срывал. Все мы люди. И никто не застрахован от эмоциональных срывов. Но все–таки на другой чаше весов у тех людей лежало творчество с большой буквы. Дело всей жизни и профессия, а не просто какое–то ущемленное самолюбие и понты. Шукшин снимал «Калину красную» и мечтал о большой работе про Степана Разина, у Даля «Отпуск в сентябре» на полку клали. И скулы сводило от черствости начальства и непонимания более успешных и удачливых коллег. Артист выступал не против конкретного официанта или таксиста, а всей сложившейся системы, где лицемерие было нормой. И сыграть Гамлета давали только после того, как без штампов воплотишь образ Владимира Ильича. Размах амбиций был шекспировский: быть или не быть.


Вполне возможно, в какой–то момент актер Панин почувствовал себя Гамлетом. Или Дон Кихотом. И нацепив таз вместо шлема, решил воевать со всем миром. Но совершенно непонятно, кого он выбрал в качестве врага. Тотальный гламур, мир невежественного глянца, циничных журналистов? Где так надорвался актер Панин, что белый свет ему стал не мил? А ведь стал, иначе не швырял бы тарелку с пастой в перепуганного администратора ресторана.


Не сказать, что работает на износ. В последнее время в интересных работах видим его совсем редко. Или не то смотрим? Помню эпизод с шофером Борискиным в картине «В августе 44–го...», бандита из картины «Жмурки», таксиста из комедии «Четыре таксиста и собака». Парня из комедии «Даже не думай» с судьбоносной фразой: «Все актеры бухают!» Не так мало, скажете вы, но и не так много для молодого здорового артиста. Около 70 ролей. Сколько из них окажется «плевком в вечность», только вечность и знает.


И вот что приходит на ум: мы сами — публика, журналисты, поклонники — разбаловали таких, как Панин. Они привыкли к тому, что мы реагируем на каждый их желудочный колик и на каждый чих. Публичные исповеди наедине со всеми, добровольные постирушки грязного белья, которые выслушиваем и сами провоцируем, вдолбили артистам в голову мысль, что им позволено все. Что бы они ни натворили, какую бы глупость ни сморозили, все это будет нам интересно и обязательно поднимет их личностный рейтинг. Самым действенным и эффективным им кажется именно черный пиар. Послал кого–нибудь в прямом эфире — замечательно. В морду дал — еще лучше. Голым засветился — ну, это вообще тянет на приз в номинации «Честь и достоинство». И каждая выходка становится все более вдохновенной, все более отвратительной, как будто испытывает Алексей Панин общественное мнение на терпение и толерантность. И на самом деле заблуждается, если считает, что на кухнях только о нем и его подвигах говорят. Есть другие темы для беседы. Только потом, памятуя весь этот «полет шмеля», давайте не писать: еще один «сгорел» на работе. Перед великими неудобно.


Советская Белоруссия №218 (24355). Среда, 20 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter