Мировой спорт оказался на пороге новой эры

Бурлящая ВАДА

Разбираться в мировой допинговой (или антидопинговой — как кому ближе) обстановке становится все сложнее. Вместо, как ожидалось, бомбы, призванной «похоронить» под обломками российский спорт, экс–глава российской лаборатории Григорий Родченков и бегунья Юлия Степанова запустили цепную реакцию, которая день ото дня лишь подбрасывает новые факты в разгорающийся пожар. Факты громоздятся друг на друга, спорят, опровергают себя и привычную реальность и оставляют все меньше места для компромисса, способного помочь избежать желания перечеркнуть все и начать заново. И потому от понимания и правильного трактования главных околоспортивных событий зависит ни много ни мало — будущее.


Событие 1: Списки исключений


Очередным витком противостояния мирового спорта со здравым смыслом стали хакерские атаки, в четыре приема выплюнувшие в сеть медицинские карты мировых знаменитостей. После публикации четвертой части украденных документов список звезд мирового спорта, принимавших запрещенные препараты по медицинским показаниям, увеличился до 66 человек. На этой неделе к нему присоединились четырнадцатикратный победитель турниров «Большого шлема» и двукратный олимпийский чемпион испанец Рафаэль Надаль, четырехкратный олимпийский чемпион в беге на длинные дистанции британец Мо Фара, шестикратный призер Олимпийских игр пловец Ласло Чех... Понять, что двигало мыслями киберпреступников, непросто. Однако вскрывшаяся действительность оказалась как минимум неоднозначной, и именно за это, а не за организацию «контратаки» на международные организации хакерам стоит сказать спасибо.

Это, к слову, никого из дисквалифицированных атлетов не оправдывает. Хотя информация о том, что взявшееся «замещать» расформированное российское антидопинговое агентство британское UKADA за каждую справку берет 800 евро без всякой гарантии, заставляет задуматься о мотивах происходящего. В глобальном же смысле после хакерских атак стало ясно, что со справкой или без нее мировой спорт в его нынешнем виде категорически не может считаться свободным от допинга и требует незамедлительных преобразований.

nadal (Копировать).jpg 



Событие 2: Реформирование ВАДА


Перемены, к слову, уже начались. Например, в минувшее воскресенье в СМИ распространилась новость, что уже в октябре своего кресла может лишиться министр спорта России Виталий Мутко. Называется даже возможный преемник — советник Президента РФ Игорь Левитин. Некоторые эксперты расценили этот шаг как своего рода жертву, приносимую ради нормализации международных спортивных отношений, правда, эффект от нее пока выглядит сомнительным. Буквально накануне автор главного околоспортивного «бестселлера» Ричард Макларен объявил о публикации очередной части отчета до окончания нынешнего года. Прежде старавшийся удерживать нейтральную позицию глава МОК Томас Бах заметил, что «после публикации докладов комиссий (помимо Макларена, разобраться в ситуации пытается еще и команда специалистов МОК) Международный олимпийский комитет будет готов применять к России любые санкции вплоть до самых серьезных». В свою очередь, пока еще занимающий пост министра Мутко грозит встречными исками, заявляя, что «команда лучших в стране юристов–международников пришла к выводу, что доклад Макларена сфальсифицирован». Обстановка накалилась до предела, и, по убеждению бывшего руководителя Национального антидопингового агентства Александра Ванхадло (на снимке), обращаться со сложившейся в спорте революционной ситуацией следует очень аккуратно:

— Сами заявления о необходимости придать антидопинговым организациям еще больше независимости мне кажутся абсурдными. Как такая структура может быть полностью независимой, если она должна откуда–то получать деньги? Это же касается и национальных антидопинговых структур. Допустим, финансировать их будет не министерство спорта, а некий спонсор. Но тогда агентство будет зависимо от интересов этого спонсора... К тому же я совсем не уверен, что нынешние проблемы в спорте проистекают от того, что ВАДА не хватает независимости. Причину нужно искать в методах работы самого агентства, и именно их необходимо менять в первую очередь.

— Верите ли вы, что ВАДА способно «отключить» российский спорт от мировой системы, равно как и в перспективу россиян выиграть судебные иски против ВАДА и МОК?

— В июле я предполагал, что российских легкоатлетов вряд ли оставят без Олимпиады. Это противоречило здравому смыслу, но их отстранили. Сегодня мне кажется алогичным и крайне деструктивным вариант с возможной изоляцией всего российского спорта. Но это не значит, что такого не может случиться. С другой стороны, я считаю, что россиянам в нынешней ситуации нужно до конца отстаивать свою позицию. Да, предположить, чем могут закончиться эти суды, сложно. Но если удастся доказать хотя бы несколько эпизодов, в которых ВАДА нарушило закон, то ситуацию удастся перевести в совершенно иное русло. Потому что, кроме ВАДА, существуют МОК, международные федерации и, в конце концов, общественность. В любом случае простых и устраивающих всех решений уже не существует.

Мо Фара.


Событие 3: Тяжелая атлетика и далее везде


К слову, перемены, пусть на первый взгляд и менее глобальные, мировой спортивный порядок ждут в любом случае: неотвратимость их стала очевидна еще в преддверии Олимпиады. Обилие новостей о перепроверке проб и перераспределении медалей вновь подняло давно тлеющие в подсознании многих спортивных функционеров вопросы о правомерности присутствия того или иного вида спорта в олимпийской программе. Вопросов к перспективам и путям развития хватает и в тяжелой атлетике, и в гребле, и в велоспорте, да и другие виды, судя по вынесенной хакерами на свет информации, далеки от идеала. Причем, по убеждению Александра Ванхадло, именно на этом, «федеративном» уровне будут решаться главные вопросы, от которых зависит будущее мирового спорта:

— Проблема мирового спорта — в отсутствии единой четкой системы критериев. Ведь даже российских спортсменов перед Рио какие–то федерации допустили, какие–то нет, кто–то решил отобрать лишь часть по каким–то своим показателям. При этом к кому–то эти показатели применяются, а к кому–то — нет. И начинается хаос. Именно от установления порядка в работе федераций сегодня в большей мере зависит нормализация обстановки в спорте. Потому что в этом случае даже ВАДА не сможет так грубо, как сейчас, вмешиваться в работу и насаждать свои решения. Всемирное антидопинговое агентство — очень маленькая коммерческая организация, и примеров того, почему ей не стоит позволять править всем спортивным миром, хватает. Ведь по тому же мельдонию еще в бытность моей работы в Национальном антидопинговом агентстве ВАДА рассылало опросники, целью которых было выяснить, согласны ли национальные структуры со включением того или иного препарата в список запрещенных. Я точно знаю, что мы, прибалты и еще целый ряд национальных агентств были против. Однако результатов этого опроса никто так и не увидел. То есть никто никого и не хотел услышать, а ВАДА просто «поиграло в демократию». С другой стороны, примеры некоторых видов спорта показывают, что федерации и даже отдельные лиги вполне могут быть самодостаточны и обходиться без «помощи» ВАДА, и их примеру могут последовать и остальные. Поэтому очень важно достичь баланса, при котором все решения будут принимать действующие в едином ключе международные федерации, а ВАДА — лишь осуществлять контроль за выполнением правил. Если удастся этого добиться — у мирового спорта будет будущее.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 182 (25064). Четверг, 22 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter