Иногда в той или иной отрасли происходят парадоксальные процессы

Бурлит и пенится

Противоречивая ситуация сложилась в пивоваренной отрасли
Иногда в той или иной отрасли происходят парадоксальные процессы: кажется, все условия для развития и роста созданы, а предприятия топчутся на месте, а то и откатываются назад. Противоречивая ситуация сложилась в пивоваренной отрасли. Вроде бы наши предприятия великолепно оснащены технологически, их продукция получает награды на солидных международных конкурсах, а объемы производства в последние годы падали. Да еще и импорт занимал солидную долю отечественного рынка. Некоторые производители годами не выходили из убытков. На все эти странности в апреле прошлого года обратил внимание Президент во время совещания, посвященного развитию пивоваренной отрасли. Тогда он дал вполне четкие поручения: вывести предприятия на нормальную работу. Внимание на высшем уровне вдохнуло инициативу в отечественное пивоварение. Поручения Президента отрасль выполнила. А в последние месяцы показывает положительную динамику производства. Фактически впервые за последнюю пятилетку.



Справедливости ради надо отметить: пивоварам было нелегко и по объективным причинам: стремительно росли акцизы, увеличивая цену «на полке» и снижая спрос на пенный напиток, одно за другим вводились разнообразные ограничения по рекламе, что усложнило вывод новых сортов на рынок. Но все сложности оказались преодолимыми.

«Совещание у Президента положительно сказалось на отрасли, вселило в нее уверенность и спокойствие в отношении государственной политики», — отметил заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Иван Маковский. В частности, в этом году не поднимались ставки акцизов, что благоприятно сказалось на результатах работы пивоваров. Правда, в первые месяцы не удалось избежать падения продаж: рынок тогда просел на 10%, но к середине года ситуацию выровняли. Объемы реализации постепенно начинают восстанавливаться. В первом полугодии в республике выпустили 20,8 млн далл пенного напитка, всего на 3,2% меньше, чем в прошлом году. «Всего», потому что у соседей падение пивной отрасли иногда измеряется двузначными цифрами. Падают продажи ячменного напитка в России, Украине, Эстонии, Литве, Латвии… Закрываются заводы в этих государствах. И такая тенденция наблюдается с 2010 года. Мировой финансовый кризис прокатился катком по отрасли. Пиво — напиток веселья, общения, его популярность во многом зависит от роста доходов населения и позитивных экономических ожиданий. Отрасль сама по себе очень чувствительна к экономическим спадам и реагирует на это падением продаж пенного напитка.

Впрочем, даже при столь непростой ситуации у отечественных пивоваров есть точки роста — конкуренция с импортной продукцией. Ее всегда на магазинных полках стояло немало. И сегодня есть все предпосылки, чтобы ее подвинуть. В том числе и через организацию производства в стране популярных международных торговых марок.

Сегодня у нас выпускается 36 импортозамещающих сортов пива. Объемы производства увеличились за первое полугодие на 21%. Оказалось, снизить зарубежные поставки можно. Причем без ущерба и для рынка, и для импортеров. Например, «Хайнекен» и «Лидское пиво» заключили договор с «Крыницей» по розливу их напитков в алюминиевые банки. Этот вид тары не пользуется большой популярностью у наших потребителей, поэтому в стране есть только одна такая линия розлива — на «Крынице». Собственными сортами предприятию удавалось ее загрузить всего на 10—20%. Но за счет кооперации стало возможным убить двух зайцев: снизить импорт и более эффективно использовать оборудование.

За первое полугодие импорт пива уменьшился на треть в натуральном выражении и в два раза — в стоимостном. Его доля составила 21%.  Даже Министерство торговли отметило: внутренний потребительский рынок насыщен отечественной продукцией. На полках представлено более 110 сортов белорусского пива. И его качество является признанным в мире.

Отечественные предприятия постоянно выставляют свою продукцию на престижных международных конкурсах-дегустациях. Например, Superior Taste Award, Monde Selection в Брюсселе, Australiаn International Beer Awards в Австралии и других. И с этих знаменитых на весь мир мероприятий наша продукция привозит высшие награды, что подтверждает высокий уровень профессионализма отечественных пивоваров.

В первом полугодии отрасль показала довольно приличный финансовый результат. Все крупные предприятия сработали с прибылью. Ее совокупный объем приближается к 300 млрд рублей, увеличившись на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Удастся ли продолжить успешный период? Руководители пивоваренных компаний настроены решительно улучшать свои результаты. Но между тем признают: многое будет зависеть от рынка, и прежде всего покупательной способности. Все-таки пиво не товар первой необходимости.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter