Буратино и не снилось...

Конец августа, и белорусские издатели школьных учебников снова в цейтноте.
Конец августа, и белорусские издатели школьных учебников снова в цейтноте. К началу нового учебного года должно быть издано 96 учебников для общеобразовательных школ, 21 августа полиграфисты осилили выпуск лишь 80. Примерно та же ситуация с изданием учебной литературы для экспериментальных и спецшкол. На коллегии Министерства образования издатели пообещали, что к 1 сентября будут напечатаны все учебники, которые нужны ребятам в первой четверти, правда, большой вопрос, попадут ли они в школы вовремя.

Проблема, как всегда, в деньгах. Из государственного бюджета на нужды учебного книгоиздания нынче была выделена лишь треть необходимой суммы, да и эти деньги поступали неравномерно. Министерству образования пришлось заключить с издательствами джентльменское соглашение: в течение года издатели выкручиваются как могут, а окончательный расчет будет произведен до 1 августа. Однако полностью рассчитаться за издательские услуги удалось лишь на прошлой неделе. Специалисты считают, что крайний срок выпуска учебников должен приходиться на конец июня - за два оставшиеся месяца можно исправить недоработки. В условиях традиционного аврала это просто невозможно. А в итоге ошибок и недочетов в книгах столько, что они уже... никого не удивляют. Вопрос упорядочения графиков создания учебников дебатируется не первый год. Но... Авторы по-прежнему в бешеном темпе гонят тонны учебной макулатуры, не успевая ни спокойно поработать над содержанием, ни учесть пожелания рецензентов и школьных педагогов. Впрочем, мнение последних до автора чаще всего не доходит. Национальный институт образования намерен решить эту проблему, организовав в ближайшем будущем выпуск собственного специализированного издания. Отношения авторов и издателей регулируются давно устаревшей инструкцией 1993 года. Не вдохновляют на самоотверженный труд и скромные гонорары. Не потому ли среди авторов школьных учебников крайне редко появляются новые имена.

Претензии к качеству учебников из года в год одни и те же: сложность языка, нарушение гигиенических норм по гарнитуре шрифта, неказистые иллюстрации, грубые фактические ошибки и плюс ко всему большой вес. Счастливчик Буратино, у которого был только один "Букварь", наверное, ужаснулся бы, глядя, как нынешние школьники таскают в своих ранцах килограммы учебной литературы.

Особый разговор - экспертиза. Детально специалисты оценивают тот или иной учебник, когда он уже вышел в свет солидным тиражом. В результате все школы страны превратились в один огромный экспериментальный класс... По мнению директора Национального института образования Владимира Пархоменко, психофизиологическая экспертиза книг необходима до их массового издания. Идеальным вариантом решения проблемы качества стало бы появление альтернативных учебников, из которых учитель мог бы выбирать, на его взгляд, лучший. Да и их авторам здоровая конкуренция только на пользу. Увы, государству такой вариант пока не по карману. Из-за дефицита средств не всегда удается издавать школьную литературу учебно-методическими комплексами. Полностью ими обеспечена только начальная школа.

Есть и еще один нюанс. Чего мы все еще не научились делать, так это рекламировать отечественную книжную продукцию. Российские книготорговцы без устали вояжируют по белорусским школам, расхваливая преимущества учебных методик своих авторов, доступность содержания и оригинальность оформления. У нас же отлаженный механизм реализации школьных книг, по сути, отсутствует. А ведь реклама по-прежнему двигатель торговли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter