Что происходит, когда экономика начинает жить по законам политики. Горький опыт наших западных соседей

Бумеранг всегда возвращается

Добровольная трансформация стран Балтии, и прежде всего Литвы, из своеобразного офшора для политических маргиналов в прибежище криминальных элементов, экстремистов и прочих откровенных негодяев, а также затеянная в том числе с их подачи авантюра с антибелорусскими санкциями все ощутимее бьет по самим прибалтийским лимитрофам. И не только по ним.


Коалиционное правительство Литвы во главе с премьером Ингридой Шимоните (на снимке) колбасит. Оно может рухнуть в любой момент. На скорую руку собранному кабинету из представителей трех партий (консервативной и двух либеральных) хватило полугода, чтобы убедить общественность в своей абсолютной некомпетентности, авантюризме и неспособности решать стоящие перед государством задачи.


Осенью 2020 года Литва лидировала в Европейском союзе по темпам роста. Сегодня страна беспросветно болтается во второй десятке. Налогоплательщикам гарантированы подорожание продуктов, товаров и услуг, рост тарифов ЖКХ, цен на электричество на 20−30 % и отопление — от 30 до 70 %. Обваливаются целые сектора экономики: туризм, железнодорожный транзит, автоперевозки, строительство, производство молочной продукции на экспорт. Безработица превысила отметку в 14 %. Почти 650 тысяч жителей (около 24 % населения) находятся за чертой бедности, нищенствуют и в прямом смысле выживают.

eadaily.com

Санкции: обратный эффект

♦ Импорт Литвой белорусских продуктов (январь — август 2021 г.) — 796,6 млн евро

♦ Рост импорта из Беларуси (по итогам первого полугодия 2021 г.) — 58,3 %

♦ В январе — августе 2021 г. Литва заплатила за белорусское электричество 132,6 млн евро — примерно на 46 млн евро больше, чем за весь 2020 г.

♦ Ежегодные убытки Литовских железных дорог от секторальных экономических санкций против Беларуси (млн евро в год)

• компании LTG Infra (занимающейся инфраструктурой) — 10

• компании LTG Cargo (занимающейся перевозкой грузов) — 14

Источники: Департамент статистики Литвы и portofklaipeda.lt

Ощутимые последствия

Банк Литвы недавно сообщил, что валовой внутренний продукт (ВВП) страны снизит рост после введения ограничений против Беларуси. 

— В основном это связано с замедлением роста экспорта, что должно определяться санкциями против Беларуси, — констатировал председатель Банка Литвы Гедиминас Шимкус.
Кроме того, белорусская продукция составляла в Клайпедском порту около 23 процентов всех погрузок. Руководство порта утверждает, что с потерей белорусского транзита и сокращением сборов порт потеряет около 18 млн евро выручки.
Из-за запрета на ввоз белорусских калийных удобрений увольнения коснулись и сотрудников железнодорожной компании Литвы. По словам председателя профсоюза «Солидарность» Станислава Федаравичюса, из-за сокращения числа контрактов другого выхода, кроме как уволить часть сотрудников, попросту нет.

— Мы потеряем около 60 миллионов евро годового дохода, а вся логистическая цепочка Литвы не получит дохода более 100 миллионов евро, — цитировала пресса гендиректора Литовских железных дорог Мантаса Бартушку. По его подсчетам, литовской «железке» на поддержание инфраструктуры понадобятся государственные субсидии в размере около 60 млн евро в год. В противном случае рост тарифов на перевозку грузов и пассажиров может вырасти на 30 процентов для частичного покрытия убытков компании.

При этом, как отмечает белорусский политолог Петр Петровский, литовским властям не стоит надеяться на то, что дотации ЕС смогут покрыть убытки от потери белорусских грузов.

— Дотации ЕС будут носить ограниченный характер и будут направлены на усиление пограничной службы, на покупку билетов мигрантам для высылки их на родину, но без вливаний в экономику, — заявил эксперт агентству Baltnews.

В голове у них опилки

Еще одно направление литовского противостояния с Беларусью, также активно подстегиваемое нашими «невероятными», — борьба с БелАЭС и отказ закупать ее энергию — привело к тому, что Литва ограничила поступления электричества с БелАЭС в страны Балтии в сентябре 2021 года. Этой инициативой она еще сильнее снизила поставки и усугубила собственный кризис. В итоге балтийской стране все же пришлось обратиться к Беларуси и начать закупки, правда, другого энергоносителя — древесных пеллетов. Как сообщает Белорусская универсальная товарная биржа, в 2021 году прошли крупнейшие экспортные торги пеллетами. В ходе этой сессии было заключено шесть сделок на сумму 1,4 млн долларов. Основными покупателями стали Литва, Польша и Дания. А в прошлом году в ходе экспортных биржевых торгов было реализовано пиломатериалов и древесной щепы на 16,4 млн евро. И тогда более половины всех лотов выкупили Литва и Эстония. Литовский политолог Вадим Воловой отмечает:
— Если смотреть на ситуацию в целом, то можно проследить связь с внешней политикой Литвы. Власти балтийской страны придерживаются принципа диверсификации. Например, в области закупки углеводородов руководство Литвы повышает потребление сжиженного газа, но отказывается от сотрудничества с «Газпромом» и от покупки дешевой электроэнергии в Беларуси. Сегодня власти Литвы борются с последствиями той проблемы, которую сами же и создали.
Аналогичная ситуация с Польшей, которую вместе с резким ростом цен на газ ждала и еще одна напасть: Европейский суд ввел ежедневный штраф в 500 тысяч евро за добычу угля на шахте «Туров». Политолог Станислав Стремидловский сообщил Baltnews:
— Сейчас стремительно растут цены на электроэнергию, газ, даже бензин стал дороже. Польше предстоит очень тяжелая зима. ПиС (пришедшая в 2015-м к власти партия «Право и справедливость». — Прим. авт.) придерживается социалистических взглядов, поэтому, скорее всего, будет выделять дотации малоимущим. Но вряд ли это даст серьезный эффект. Именно поэтому польские компании закупают белорусские пеллеты, невзирая на санкции против «режима Лукашенко». Им просто некуда деваться.

Балтика в угаре

Про экологические последствия авиационных санкций — запрета для европейских самолетов использовать белорусское воздушное пространство, введенного в том числе с подачи все тех же «беглых стратегов», — мы уже подробно писали в «СБ-тенденции» 10 июня этого года. Коротко напомним: Европейская организация по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) пришла к выводу, что по причине изменения маршрутов европейских лайнеров в воздушном пространстве ЕС ежедневно стало сжигаться до 79 тыс. кг топлива, это послужило причиной дополнительных 250 кг выбросов углекислого газа (CO2) каждый день.
При этом выбросы оксидов азота — загрязняющих веществ, которые способствуют образованию смога и кислотных дождей, — увеличились примерно на 1200 кг. Специалисты назвали бойкот белорусского неба опасным для европейской экологии: Европа может столкнуться с проблемой кислотных дождей. 
Заметим, что еще в конце 1970-х годов общественные протесты против вредного воздействия кислотных дождей в Европе привели к подписанию Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Сегодня же Балтийское море, без того скрывающее в своих глубинах затопленные ядовитые запасы иприта, люизита и прочих отравляющих веществ, рискует подвергнуться дополнительной химической атаке. Во имя диких идей политиканствующих безумцев, криминальная сущность которых начинает приобретать глобальный характер.

Павел Фельдман, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:


— Жители ЕС в скором времени поймут, что введенные ограничения против Минска наносят им ущерб. И в Польше, Литве, Латвии, Эстонии просто начнут голосовать за других политиков — трезво мыслящих, прагматичных и не настроенных на разжигание международных конфликтов.

Янис, ты в «Карателис»!

Стоит заметить, что инициативы белорусских беглых не просто начинают все больше раздражать население балтийских стран, но и грозят разжечь нешуточные для тихой Прибалтики общественные противоречия. И если идиотские акции беглых на литовской границе — попытки блокировать дороги, не впускать в Беларусь фуры с лекарствами и т.д. — злили лишь водителей, а после появления в соцсетях физиономий вечно нетрезвых активистов и их заблеванных палаток сошли на нет, то подхваченная в Латвии одна из их инициатив грозит обернуться скандалом.
Дело в том, что в Латвии запустили свою версию «Карателей», или «Черной книги Беларуси»: на портале covidgudriе.com стали размещаться личные данные депутатов, медиков, журналистов и гражданских активистов — тех, кто, как считают создатели ресурса, виновен в том, что «путь к победе над коронавирусом оказался настолько тяжелым».
С учетом того, что Латвия объявляет комендантский час и принимает ряд дополнительных жестких мер, времени у желающих позвонить будет очень много, иронизирует белорусский телеграм-канал «Желтые сливы». Общественные же последствия подобного деанона по белорусскому образцу можно лишь представить.

А мы предупреждали

Собственно говоря, такие перспективы не были секретом изначально. Нынешним летом белорусские патриоты — партии, профсоюзы и общественные объединения — направили обращение к народам Литвы и Латвии. В нем среди прочего подчеркивалось, что секторальные санкции в отношении Беларуси уже сейчас болезненно бьют по балтийским экономикам: «На белорусский транзит приходилась треть загрузки Клайпедского порта. «Беларуськалий» сможет легко заместить основной объем транзита, а проиграет Литва, из Клайпедского порта которой белорусский калий может уйти навсегда. И замену ему найти, скорее всего, будет невозможно».
Также авторы обращения считают, что параллельно жертвой станет АО «Литовские железные дороги», четверть грузовых перевозок которого обеспечивает Беларусь. Министерство коммуникаций и транспорта Литвы уже заявляло, что литовская государственная железнодорожная группа Lietuvos geležinkeliai может потерять 20 процентов грузооборота, или до 14 млн евро доходов в год. И это только по удобрениям. А еще нефтепродукты, сборы за использование железнодорожной инфраструктуры — это не один десяток миллионов евро.
Кстати, пока балтийские страны привычно «тормозят» с осознанием бумеранговости санкций в отношении Беларуси, более оперативная Бельгия стала предпринимать меры по ослаблению санкций ЕС в отношении белорусской калийной промышленности.

Ведь эти ограничения создают трудности для европейских компаний, поясняет Bloomberg со ссылкой на письмо бельгийских дипломатов, в котором те отмечают: одна из крупных бельгийских компаний, поставляющая воду в города, сталкивается с таможенными проблемами, поскольку содержание калия иногда в разы превышало допустимые санкциями нормы. В документе подчеркивается, что другие фирмы также сталкиваются с аналогичными проблемами и «могут проиграть, если Беларусь будет искать покупателей в других местах».

Как выяснил Bloomberg, несколько членов ЕС уже поддержали просьбу бельгийских дипломатов. Также отмечается, что на этой неделе состоится встреча дипломатов ЕС, во время которой данный вопрос может быть рассмотрен. Его решение вполне может стать доброй вестью не только для Беларуси, но и всего европейского сообщества. Если, конечно, вопросы экономики и здравого смысла возьмут верх над политическими заигрываниями с криминальными изгоями Беларуси.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter