Бумажный статус

Чем агрогородок отличается от деревни?

Чем агрогородок отличается от деревни?


Может ли вода, текущая из одних и тех же кранов, одновременно соответствовать и не соответствовать санитарным нормам? По логике вещей вряд ли. Однако документы, которые показали мне жители улицы Заречной в агрогородке Коробы–2 Глубокского района, убеждают в обратном. В октябре минувшего года, отвечая на жалобу сельчан, их заверили, что водопровод, снабжающий новые дома, находится в удовлетворительном состоянии. Однако буквально через месяц они получили еще одну бумагу с совершенно противоположным заключением: показатели по содержанию железа и мутности превышены в 3 — 4 раза! К сожалению, проблема с водой в агрогородке — далеко не единственная. В этом я сам убедился, побывав там.


Жители этого населенного пункта, являющегося центральной усадьбой ОАО «Константинов двор» — одного из базовых хозяйств Витебской области по производству мяса и молока, то ли в шутку, то ли всерьез называют свою деревню «столицей агрогородка». Дело в том, что по документам в агрогородок входят еще две деревни — Константиново и Дерковщина. Первое впечатление от Коробов–2 — самое благоприятное: новенький павильон на автобусной остановке, хороший асфальт на шоссе Полоцк — Лынтупы, современный магазин райпотребкооперации, повсеместно — фонарные столбы... По улице Заречной, где расположилось более десятка новых домов, меня вызвался провести заместитель директора ОАО «Константинов двор» по хозяйственной части Александр Казаченок.


— В конце зимы прошлого года, когда я сюда приехал, по улице можно было передвигаться только на тракторе, — вспоминает Александр Антонович. — Ни одна из дверей в трех комнатах дома не закрывалась, а калитка со двора вела... в ров с водой. То же самое у соседей. Пытался объяснить руководству, районным властям, что так жить нельзя. Да только скандалистом прослыл. Хотя после нашего коллективного обращения в Комитет госконтроля и асфальт появился, и выезды со дворов сделали, и тротуары.


Александр Казаченок, приехавший из Минска, — как ни крути, но житель городской. Бывший предприниматель, много где побывал, видел, как живут люди. В том числе — и в деревне.


— Я считаю себя состоявшимся человеком, мои взрослые дети устроены. В какое–то время захотелось изменить образ жизни, — откровенничает он. — Почему нет, если условия в агрогородках, о которых столько говорят и пишут, не уступают городским?! Правда, так я думал до приезда в Коробы–2... Жизнь здесь заставила кардинально изменить мнение. Вот только один факт: после стирки в здешней воде белая рубашка становится желтой, а аквариумные рыбки в ней просто гибнут.


Соседка Александра Антоновича Ирина Чечеткина — родом из Могилевской области. Молодой специалист, она вместе с мужем–агрономом приехала сюда после окончания Горецкой сельхозакадемии. Сейчас воспитывает годовалого сына Глеба.


— Воде из водопровода даю отстояться сутки, а затем кипячу. И даже после этого давать ее ребенку страшно, — беспокоится молодая мама. — А так хочется жить в нормальных условиях...


Под «нормальными условиями» Ирина, помимо качественной воды, подразумевает еще клуб, баню и кафе, которых в Коробах–2 нет вовсе, а также ФАП с укомплектованным персоналом. С ней соглашаются и другие жители агрогородка.


— Наше хозяйство всегда было крепким, и строили здесь много — правда, в основном в производственной сфере, — рассуждает председатель Коробовского сельсовета Мария Алехнович. — А вот над «социалкой» просто какой–то злой рок висит. Взять хотя бы клуб. Старое здание, стоявшее напротив администрации хозяйства, мы разобрали. Хотели построить новое, но помешала перестройка! Только поднялись с колен, как к нам присоединили отстающий колхоз «Герой труда». С выполнением социального стандарта по общественному питанию я и вовсе запуталась. Считать только жителей Коробов? Или всех населенных пунктов, входящих в агрогородок? Во втором случае необходимо открывать кафе: пока есть только столовая на мехдворе в Дерковщине, где кормить человека с улицы никто не станет.


— Ну кто в деревне пойдет в кафе?! Или кому здесь нужна общественная баня? — удивляется директор ОАО «Константинов двор» Виктор Асон. — Бани у каждого второго на подворье стоят, а Казаченок — просто дилетант, ничего не понимающий в сельской жизни, поэтому и поднял бучу. Без него люди спокойно работали и ничего не требовали. Хотя в чем–то я, конечно, с ним согласен. Мощности водонапорной башни нам не хватает: не дай Бог ЧП произойдет... А клуб я сам на спор обещал построить. По воде и по клубу мы делали проекты, но, к сожалению, денег на строительство не нашли.


Ежедневно в Коробовский ФАП из амбулатории, которая находится за 17 километров в Дерковщине, наведываются фельдшер и детская медсестра. Молоденькая сестричка, которую прислали в Коробы в конце минувшего года, задержалась там лишь на 3 месяца. А что, собственно, удержит молодых специалистов в деревне, которую статус агрогородка сильно–то и не изменил?..


Компетентно


Людмила Леухина, главный специалист управления контроля за работой АПК Комитета госконтроля Витебской области:


— На наш взгляд, изначально областные службы необъективно подошли к рассмотрению жалобы, поступившей из агрогородка Коробы–2. Социальные стандарты, связанные с качеством воды, наличием общественных бань, объектов общественного питания и учреждений культуры там действительно не выдерживаются. Мы считаем, что необходимо также определиться с понятием агрогородка: четко решить, сколько населенных пунктов в него входят. Наивно полагать, что жители Коробов–2 поедут в Дерковщинский Дом культуры, который находится от них за 17 километров.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter