Бумажный бум

В большом бизнесе всегда имеют место пересечения интересов, конфликты, сложные выяснения.
В большом бизнесе всегда имеют место пересечения интересов, конфликты, сложные выяснения. Не исключение и наша страна. Но есть существенная разница - в соседней России, к примеру, что ни "разборка", то скандалы, стрельба, "заказные" покойники. У нас есть арбитр, способный одним решением развести конфликтующие стороны "по углам" и потребовать справедливого решения не через "силу", а исключительно законным путем. Это - Президент, облеченный и властными полномочиями, и авторитетом.

Вот поэтому события по поводу расследования недостатков в сфере целлюлозно-бумажной промышленности разворачиваются не спекулятивно, с вываливанием компромата в прессу, а весьма деловито и спокойно. Так подумалось мне во время заседания госкомиссии под руководством А.Тозика.

Разработка "бумажного спрута" объединенными силами административных, прокурорских, контрольных, милицейских органов - одна из составляющих недавно опубликованной программы по усилению борьбы с коррупцией на нынешний и три ближайших года.

Третье: не стоит лезть попер„д следствия в логово "спрута". На то есть обученные, опытные и ответственные люди, которые установят факты и добудут доказательства. В свое время публика узнает, где "голова", куда протянулись "щупальца"... Криминальная ли, коррупционная ли в итоге выйдет история - это суду решать. С общегосударственной точки зрения не менее - если не более - актуально знать те законодательные, экономические, финансовые факторы, которые порождают такого рода сенсации.

Так вот: госкомиссия, которую условно можно назвать "антикоррупционной", на первом заседании как раз и занималась исследованием ситуации в отрасли. Его участники формулировали вопросы, которые требуют прояснения.

Сколько страна имеет спелого леса, годного для производства деловой древесины? Почему этот ресурс сегодня не выбирается? Как хозяйничают на делянках 1.600 "субъектов с топорами", которым розданы лицензии на вырубку сосны, ели, березы?

В интересах ли страны сложившаяся на практике экономическая схема: белорусская древесина идет в Калининград, оттуда нашим комбинатам и фабрикам возвращается в виде давальческого сырья, а на выходе получается товар (те же гомельские или минские обои), владельцем которого не являются коллективы, которые его произвели? Почему даже у себя дома Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат и Добрушская бумажная фабрика сделки совершают через посредников - что мешает сотрудничать напрямую?

Как показывает статистика, в среднем в год условный житель страны покупает 1 трубку отечественных обоев, а производится в республике более 8 штук. И все расходится! Вывозится? Возвращается нам же, но уже как импорт? Как объяснить наличие хоровода фирм, которые крутятся в сфере реализации ликвидного, относительно дешевого и качественного товара?

И так далее: макулатура, бартер, ценообразование - вплоть до таких подробностей, как бумагоделательная машина (ровесница революции 1905 года...) и технологические особенности производства небеленой и беленой целлюлозы.

Не далековато ли от криминала удалялось расследование, усомнится, возможно, читатель. Да, порой предпринятая "мозговая атака" походила на заседания Совмина, концерна "Беллесбумпром" или производственное совещание на ОАО "Гомельобои". Но ведь речь шла о том, чтобы разобраться в существе дела: какие условия создают те "темные омуты", в которых коррупционные "спруты" заводятся?

Скромный вывод журналиста, наблюдавшего более чем трехчасовую дискуссию, однозначен: очень много неясностей и парадоксов. Удивило, что именно отраслевое руководство (в сравнении с директорами предприятий) выглядело наименее убедительно. Заданные вопросы часто ставили в тупик исполняющего обязанности президента концерна "Беллесбумпром" В.Гавриловича. "Плавал", увы, и первый заместитель председателя Комитета лесного хозяйства при Совмине Н.Юшкевич. Зрелище, признаться, тем более печальное, что, по логике, как раз управленцы такого ранга и должны бы понимать те механизмы, которые стопорят нормальное развитие.

Реплики, тон разговора, общее настроение комиссии показывали: удовлетворения от полученной информации не было. Работали первые - вторые лица ряда ведущих министерств и силовых ведомств: люди искушенные, которых на мякине и риторике не проведешь. Много было роздано поручений по скрупулезному и оперативному исследованию обозначенных на первом заседании вопросов. (Срок для всестороннего анализа и четких выводов Президент наметил жесткий: до 15 декабря.)

Задача, надо признать, не из легких. Предстоит вычленить изощренные схемы, применение которых "теневиками" приводит к тому, что рабочие, выпускающие продукцию, остаются без зарплаты, а державная казна - без налогов. При этом забота о наведении порядка на конкретных предприятиях не должна заслонять главное. А главное - помочь отрасли, извлечь опыт оздоровления, который можно будет применять и в других отраслях.

Факт

В доход государства

Проверкой выявлено, что гомельское общество с дополнительной ответственностью "Венеция", не имея документов, подтверждающих поступление товара, хранило на складе 336 тысяч рулонов обоев, произведенных белорусскими предприятиями. По решению суда Железнодорожного района Гомеля вся партия обоев конфискована в доход государства. Директор фирмы А.Кострицкий и бухгалтер Е.Бушлякова оштрафованы на 550 тысяч рублей каждый.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter