Стало ли меньше бумажной работы у школьных преподавателей?

Бумажные войны учителя

РЕЧИЦКИЙ преподаватель Галина Евгеньевна всегда заходила в наш класс с огромной авоськой. Пока мы готовились отвечать, учитель раскладывала на рабочем столе тетради, дневники, конспекты... «Целую ночь планы писала, не дописала, не выспалась», — вздыхала Галина Евгеньевна, но быстро переключалась на урок истории.


Недавно повстречала на своей малой родине Галину Евгеньевну. Как и десять лет назад, так и сейчас «бумажной» работы у опытного наставника хоть отбавляй. Разве только рукописный вариант частично поменялся на электронный. К примеру, планы-конспекты и планы воспитательной работы теперь можно набрать на компьютере и распечатать. А еще классные руководители составляют паспорта классов (сколько и какие семьи у учеников), не говоря уже про журнал, дневники и тетради. 

К слову сказать, перечень документов, которые должны заполнять учителя, утвержден министром образования, опубликован на сайте министерства. И навешивать на педагогов какую-либо иную «бумажную» работу сверх этого перечня противозаконно, заявила заместитель Премьер-министра Наталья Кочанова во время недавнего посещения БГПУ имени М. Танка.

Логично, когда в обязанности педагога входит учить, а не заниматься перепиской. Пристально следить за бумаготворчеством собираются директора школ, хотя как учитель может ослушаться выполнять требования о составлении бесчисленного количества справок, скажем, из райисполкома, пока не совсем понятно. 

Дополнительная бюрократическая нагрузка на учителей обсуждалась и до подписания постановления Минобразования. До конца учебного года острота проблемы с бумажной работой педагогов будет снята, пообещал министр Михаил Журавков. Что ж, наверное, только столь высоким поручением можно «выбить» из разных инстанций местного уровня сформировавшийся уже поколениями стереотип: учитель в школе отвечает за все. Увольте, отвечает он лишь за то, с каким багажом знаний покинут его класс ученики. Недавно созванивались с одной учительницей из Василишек Щучинского района. Та поделилась: «Приходишь на урок, и вместо того, чтобы думать, как преподнести ученикам новый материал, прокручиваешь текст какой-то отписки. Это неправильно. Дети чувствуют, что ты отвлекаешься, теряется их внимание… За исправность батарейки в пожарном извещателе отвечает учитель, за сбор денег на ремонт школы – тоже он, за сбор макулатуры, за внеклассные часы... Так пойдешь, купишь ту батарейку и сама вставишь, чтобы не пришлось очередную бумажку писать».

Еще показательная история. Другая знакомая заплатила за пользование учебниками своего сына-школьника не в отделении банка, а через интернет. Классный руководитель заявила, что примет только кассовый «квиточек», поскольку документ требует директор. Хотя в постановлении Совмина от 24 июля 2014 года № 725 прямым текстом говорится: «В случае внесения платы (за учебники) посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства представления документа, подтверждающего внесение платы, не требуется. Факт внесения платы … подтверждается наличием в ней (системе) информации об оплате».

Вывод. Система школьного образования со скрипом поддается какому-либо совершенствованию, меняет формат. Как с этим чеком за учебники, так и со строгим перечнем документов, которые должны заполнять учителя. Но другого пути не будет, к тому же есть требование Главы государства уменьшить в этой сфере бумагооборот. У педагогов, смею надеяться, в перспективе прибавится свободного времени для более тщательной подготовки к урокам. Только вот интересно, с кого теперь спросят за батарейки в пожарном извещателе или за сбор макулатуры?

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter