Бумажные карты свой век еще не отжили

Для военных топографов нет ничего невозможного: при желании “нарисуют” карты даже для грибников. Специалисты утверждают, что нынешней армии топографические карты необходимы во время боевых действий так же, как и боеприпасы. Поэтому и военнослужащие навигационно-топографической службы несут ответственность за то, на чьей стороне будет победа. Впрочем, если вспомнить историю, то армии топографические карты были нужны едва ли не с того момента, как она появилась.
Был отряд, стал центр

У государств имелась и другая причина для сбора сведений о территориях — торгово-хозяйственная, но военный мотив, как правило, превалировал. Во время войн и военных кампаний топографы вместе с разведчиками следовали впереди перемещающихся войск, обеспечивая штабы важными сведениями о местности, картами и планами, артиллерию — исходными геодезическими данными для стрельбы. Не вдаваясь в далекое прошлое, скажем, что накануне и в годы Великой Отечественной войны силами военнослужащих военно-топографической службы Красной Армии был выполнен огромный объем работ по картографированию страны и зарубежья, что стало существенным вкладом в дело победы советского народа над фашистской Германией и милитаристской Японией.
Есть в этом вкладе и лепта 31-го моторизованного топографического отряда — предшественника 31-го навигационно-топографического центра. Перед началом Великой Отечественной войны он снабжал укрепрайоны западной границы СССР топогеодезическими материалами. Во время войны этот отряд проделал большую работу по топогеодезическому обеспечению войск при обороне Москвы, освобождении территорий Белоруссии и Восточной Пруссии. А 25 мая 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при овладении городом и крепостью Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество отряд награжден орденом Красной Звезды.
Сегодня славные традиции своего предшественника продолжает 31-й навигационно-топографический центр Вооруженных Сил Беларуси, отметивший на днях свой 75-летний юбилей. Он обеспечивает геодезической, картографической, аэрофототопографической информацией части  Вооруженных Сил Беларуси, а также предприятия народного хозяйства республики. Также предприятие оказывает некоторые услуги, такие как топографическая съемка участка, для всех граждан страны. Правда, теперь структура у него иная — состоит как из полевых, так и стационарных частей. Такой воинской части нет ни в одной армии на постсоветском пространстве.
— Наш центр организационно входит  в  состав Вооруженных Сил Республики Беларусь и является навигационно-топографической частью центрального подчинения, — говорит начальник 31-го навигационно-топографического центра подполковник Вячеслав Радевич. — Мы выполняем весь комплекс задач по топогеодезическому и навигационному обеспечению боевой подготовки, боевой готовности и боевых действий Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Иначе говоря, выполняем тот объем работы, который, например, в России делают пять частей. Если конкретнее, то обеспечиваем органы военного управления воинских частей топографическими картами, планами населенных пунктов, каталогами координат геодезических и гравиметрических пунктов.

Удобно ли с ноутбуком ходить в разведку?

Как я понял из дальнейшего рассказа подполковника Радевича, специалисты его центра способны подготовить топогеодезическую информацию на любой участок земной поверхности в относительно короткие сроки. А что касается карт, то они гораздо информативнее американских или натовских, поскольку несут очень большой объем информации. Не случаен интерес западных военных к нашим аналоговым, то есть бумажным картам. А последние останутся и в отдаленном будущем. В разведку ходить с ноутбуком не очень удобно. Использование российскими военными в локальном конфликте на Северном Кавказе традиционных топографических карт на бумажной основе доказало, что они по-прежнему являются основным информационным документом командира части и подразделения, штабов соединений. Следовательно, деятельность топографической службы по созданию, хранению и доведению до войск указанного средства топогеодезической информации и сейчас сохраняет свою значимость.
Беда лишь в том, что многие аналоговые карты устарели. Как показал тот же опыт чеченской кампании, такие карты вызывают вполне обоснованные претензии штабов и войск к их качеству. И в нашей армии еще пользуются топографическими картами 15—20-летней давности, тогда как их нужно обновлять в определенные сроки: на малообжитые районы — с периодичностью раз в 15 лет, на обжитые и развитые в промышленном отношении районы — через 7—10 лет. Почему так получилось? Очередной промежуток обновления карт выпал на начало 90-х годов прошлого столетия, а финансирование армии тогда оставляло желать лучшего.
Решение этой проблемы зависит от разных факторов, в том числе и от интенсивности поступления исходной картографической информации — аэрокосмических снимков. Большие надежды были на отечественный спутник “БелКа”, но он, как известно, на орбиту не вышел. Тем не менее в этом году по приказу министра обороны Беларуси 31-й навигационно-топографический центр серьезно занялся обновлением топографических карт на зону ответственности соединений и воинских частей Вооруженных сил. Для этого используются материалы дистанционного зондирования земли. Причем использовать снимки можно с разрешающей способностью выше одного метра.  Для специалистов в погонах с использованием специальных технологий и методик вычислить на “голой” карте военные или иные объекты уже не проблема.

Теодолит хорошо, а цифровые технологии лучше

 И все же будущее за цифровыми технологиями. Один ноутбук с современным программным обеспечением заменяет большое количество карт. Или вот такой пример. Если раньше офицеру топогеодезического отделения для измерения всевозможных углов и расстояний приходилось отслеживать и записывать показания теодолита и светодальномера в журнал, то теперь вся информация заносится в базу данных тахиометра — прибора, совмещающего в себе теодолит и светодальномер, и ее гораздо проще анализировать. Имеются сейчас на вооружении центра и спутниковые навигационные приемники, которые позволяют получать координаты объектов относительно пунктов государственной геодезической сети.
Со временем военно-топо-графическая служба превратится в геоинформационную. Уже разработана концепция ее развития.  Задачей модернизированной службы станет аккумулирование всех данных о земле. Иначе говоря, информация центра будет многослойной — содержать подробные описания не только местности, но и грунтов, гидрографии, растительного покрова, дорог, промышленных объектов, даже климата. Это будут универсальные карты, предназначенные для военных, но которые могут пригодиться и народнохозяйственному комплексу.

Карту грибника сделать несложно

Кстати, о гражданской составляющей работы вышеназванного центра. Но сначала небольшое пояснение. 31-й навигационно-топографический центр занимается обеспечением войск картами внешних территорий, т.е. других государств. Территорию Беларуси картографируют работники Госком-
имущества, а специалисты в погонах делают электронные карты лишь отдельных военных городков и полигонов. Такое вот разделение труда. Но поскольку у военных больше опыта, то они на договорных началах выполняют и заказы гражданских организаций. Например, для Белгослеса центр, как монополист в республике в области фотолабораторной обработки спектрозональных снимков, проводит в отдельном диапазоне спектра съемку лесных массивов. К слову, в интересах центра эту задачу выполняет специальный самолет из 50-й смешанной авиационной базы. По сделанным снимкам можно определить породу леса, его болезни, где и сколько вырублено деревьев и другое. А Комитет госконтроля использовал эти материалы для выявления самовольного захвата земель. Специальные карты для работников лесного хозяйства нужны и для того, чтобы по ним уже сделать земельно-кадастровые карты.
— А есть ли карта для грибников?
— Это шутка, но в каждой шутке есть доля правды, — говорит подполковник Вячеслав Радевич. — Наш центр мог бы ее сделать, ведь есть же  сделанная нашими смежниками карта рыбака, где отмечены глубины водоемов и рек, указаны рыбные места. Технически несложно сделать карту грибника или охотника, нам нужен лишь заказ и дополнительная информация. Кстати, ряд ведомств республики, например МЧС, МВД, используют нашу цифровую топо-графическую карту как основу для своих прикладных задач.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter