Бумажка на тротуаре и красный глаз светофора

Пример,   который   мы   порой   подаем   детям,   может   стоить   им   жизни…

Пример,   который   мы   порой   подаем   детям,   может   стоить   им   жизни…

Молодая мама тащит через дорогу на красный свет упирающуюся малышку лет  пяти. Девочка возмущенно лопочет, что переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора. Устами младенца, как говорится… Но маме, по всей видимости, все равно, что ежегодно в нашей стране по вине пешеходов происходит около двух тысяч аварий, в каждой третьей из которых гибнут люди. Женщина вечно куда-то спешит и, не обращая внимания на справедливые слова дочери, тянет ее вперед, чуть ли не под колеса проезжающих машин. К слову, с каждым разом сопротивление девочки слабеет, и я почти уверена, что скоро ей, как и маме, станет безразлично, каким там глазом моргает светофор.

Всякий раз, наблюдая эту сцену, я думаю о негодующих высказываниях взрослых или пожилых людей в адрес молодого поколения. Мол, матом ругаются в общественных местах, мусорят в подъездах, без должного уважения относятся к советам старших. А кто им привил такие навыки поведения, если не сами взрослые?

Несколько лет подряд сосед с третьего этажа курит в подъезде. Несмотря на жестяную банку-пепельницу, которую вынесла для него в коридор супруга, на лестничной клетке всегда полно окурков, спичек и, простите, «смачных» плевков. Сколько бы остальные соседи ни делали ему замечаний, ничто не действует. За время, которое мужчина живет в нашем доме, выросли два его сына и… присоединились к отцовскому «хобби» — покурить на лестнице. Мусора в подъезде стало чуть ли не втрое больше.

А недавно этот самый сосед распекал подростка из нашего же подъезда, когда поймал его за разрисовыванием из баллончика с краской трансформаторной будки. «Смышленый юноша» в простых и малоцензурных выражениях объяснил мужчине, что, прежде чем учить других, неплохо бы и самому не гадить там, где живешь. А то его мама уже замучилась отдраивать лестничную клетку за соседом и его сыновьями. Думаете, мужчина вынес из этой некрасивой сцены урок? Увы. Он лишь увидел то, что хотел: невоспитанного соседского сына, который вызывающе себя ведет и грубит старшим.

Между тем мальчишка, поведение которого я ни в коей мере не могу да и не хочу оправдывать, во многом прав. Как можно требовать от окружающих порядка, выполнения каких-то правил, когда сам этим правилам не подчиняешься, да и вообще, открыто даешь понять, что чихал на них?

И подобные ситуации не так редки, как это может показаться на первый взгляд. Мама рассказывает сынишке, что врать – это плохо, а потом лжет ему же в глаза… Преподаватель, принципиально требующий стопроцентного посещения лекций, вдруг выставляет «зачет» заядлому прогульщику, потому что за того «попросили»… Бабушка, соблюдающая дома образцовый порядок, на улице, купив внуку банан, «стыдливо» бросает кожуру в ближайшие кусты, не дойдя десятка метров до урны… Продолжать можно бесконечно. Но и этих примеров достаточно, чтобы понять: то, что нам не нравится в поведении других людей, во многом нами же и спровоцировано. Ребенок быстро смекнет, что врать очень даже полезно, студенты в следующий раз предпочтут сдавать сессии при помощи всевозможных ухищрений, а внук вряд ли когда задумается, что сорить на улице или в подъезде нехорошо.

Конечно, обычная бумажка, брошенная мимо урны на тротуар, хотя и формирует определенным образом мировоззрение человека, но, пожалуй, все же не сильно влияет на его судьбу. Пренебрежение же другими общепринятыми правилами вполне может стоить человеку жизни.

…Однажды на том месте, где обычно переходят дорогу мама с девочкой, о которых я уже говорила, было много милиции и лежал прикрытый куском ткани труп. Рядом стоял автобус, который, по всей видимости, и сбил этого человека. «Мама, а почему дядя посреди дороги лег?» — спросила девочка. Женщина, по обыкновению, ничего не ответила дочке, но зеленого света все же дождалась. Может, хоть это заставит ее задуматься о том, какой пример она подает собственному ребенку?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter