Бум на ажиотаж

Объемы январских продаж в магазинах значительно превысили декабрьские показатели

Ситуация последних недель в белорусских магазинах напоминает бум во время европейских распродаж. Посленовогодний потребительский ажиотаж привел к парадоксальной ситуации: объемы продаж после зимних праздников, которые обычно в январе заметно  падают, значительно превысили декабрьские показатели.

Специалисты Минторга связывают такое настроение покупателей, в первую очередь, с праздниками и «небывалыми» скидками. В ведомстве отмечают: повышенный спрос наблюдается и на товары отечественного производства. Опять же по причине того, что производители и ритейл в период новогодних праздников достигли договоренности по распродажам. А вот привязывать потребительский спрос к изменению курса валют в Минторге считают неправильным. Кроме того, заверили, что никакого дефицита товаров не будет — продажи всех торговых позиций регулярно отслеживаются и магазинные полки пополняются.

Начальник отдела торговли непродовольственными товарами ОАО «ГУМ» Александр Гуцало признается: случившийся в первые послепраздничные дни покупательский бум не принес ничего хорошего. «Мне непонятен весь этот ажиотаж, когда люди одалживали деньги, брали кредиты, лишь бы смести все с магазинных полок. Обычно мы работали довольно равномерно, а сейчас ясно: в ближайшее время эту прибыль недополучим. Что касается дефицита продукции, то ничего подобного сегодня нет: можно спокойно купить и импортные, и отечественные товары,  цены на которые, кстати, пока повышаться не будут,» — отметил специалист.

А вот в интернет-магазинах такого ажиотажа не было. По словам главного редактора потребительского портала KOSHT.com Евгения Ерошенко, виртуальный ритейл сразу переориентировался на новые цены. Многие продавцы даже выставили завышенный курс у.е.: 3000—3150 рублей. Тем не менее если январь традиционно считается «мертвым» месяцем в торговле, то за прошедшие недели отмечается небольшое  повышение продаж электронных торговых точек. Вместе с тем, по словам специалиста, прогнозы на ближайшее время довольно неутешительные.

«В первую неделю января люди закупали в основном бытовую технику. Такие вещи, как пылесос или телевизор, эксплуатируются годами, поэтому в ближайшее время спрос на них сильно упадет. В меньшей степени падение продаж коснется ноутбуков и офисной техники. Продавцы комплектующих и телефонов будут чувствовать себя уверенней. Гонку за производительностью и моду на стильные вещи отменить не сможет ни один кризис», — говорит Евгений Ерошенко. 

Комментарий специалиста

Владимир КАРЯГИН, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства:

  Поведение покупателей в последние недели объясняется желанием обратить девальвированные деньги в зримую ценность. По этой причине после наступления нового года наблюдался ажиотаж на холодильники, стиральные машины. Многие лихорадочно искали возможность купить товар по прежним ценам. Вместе с тем такое поведение свидетельствует о финансовой неграмотности населения. После такой реализации отложенного спроса предполагается заметный спад покупательской активности.

В сложившейся ситуации производители, розничная торговля и банки должны проводить более гибкую политику с применением всевозможных инструментов, чтобы не допустить длительных «мертвых» сезонов на потребительском рынке. Ну а покупателям хочется посоветовать не поддаваться панике: не нужно лишать себя сбережений, приобретая зачастую совершенно ненужные вещи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter