Булыжники и алмазы

Знаменитый американский юрист и философ XIX века Роберт Ингерсолл имел смелость назвать школу местом, где шлифуют булыжники и губят алмазы.
Знаменитый американский юрист и философ XIX века Роберт Ингерсолл имел смелость назвать школу местом, где шлифуют булыжники и губят алмазы. Вряд ли согласятся с таким высказыванием педагоги, тем более что школы, как и люди, бывают разные. Но, право же, данная фраза невольно приходит на ум, когда заходит речь о нынешней ситуации в национальной команде лыжников.

Этим летом из нее ушли главные звезды - Светлана Нагейкина и Роман Виролайнен. Словом, алмазы потеряли, и что теперь - шлифовать булыжники? Заслуженный тренер Беларуси Владимир Маркашанский не один год возглавлял сборную страны и лично тренировал Романа. Монолог Владимира Николаевича многое объясняет в сложившейся ситуации.

О Романе и о себе

Когда я работал главным тренером, в принципе, все эти годы перед Олимпийскими играми в Солт-Лейк-Сити команда росла, наблюдалась динамика в результатах. Единственный провал произошел на Олимпиаде в мужской эстафете. Причины его нам, тренерам и врачу, в общем-то известны. Но по возвращении домой, когда на заседании исполкома федерации я начал выступление, гостренер Михайлов меня прервал, даже не дав возможности сказать. Сразу же приняли решение уволить меня и старших тренеров мужской и женской команд Николая Сурмача и Юрия Абросимова. Мало того, Николай Иванович долго не мог трудоустроиться: Владимир Михайлов все сделал для того, чтобы его не принимали на работу в ШВСМ. Юрию Федоровичу также всячески вредили. А у него в нынешнем году две девушки впервые в истории заняли 6-е и 8-е места на юниорском чемпионате мира, раньше белоруски и в тридцатку не попадали. Четыре его воспитанницы теперь включены в состав главной сборной. И такого тренера освободили от работы! То же самое по отношению ко мне. Даже не предложили работу с молодыми, с резервом. Благо Минская область приютила, нашлось место в ШВСМ. У меня пятеро ребят 1985 - 1986 годов рождения, в том числе мой сын. В принципе, если не будут мешать, а дадут работать, то, думаю, через 3 - 4 года про них все узнают.

Отношение ко мне сказалось и на Виролайнене. В прошлом году, когда Роман отказался аттестовываться в Министерстве спорта и туризма, ему прямо сказали: уйдешь от Маркашанского - даем зарплату и по 400 долларов от федерации; останешься с ним - никаких денег не получишь. Но он ответил, что остается с тренером и, мол, так дешево не продается. После этого его и начали всячески притеснять. И когда ему поступило предложение из России, я сказал Роману: "Ты должен расти, а пока со мной..." Когда он написал заявление об уходе, а я в это время лежал в гипсе, его никто не стал уговаривать, быстренько все подписали. Хотя, по большому счету, если бы его и меня пригласили в министерство, спросили: Роман, что тебе нужно, в чем помочь - я на 99% уверен, что он бы остался. Но такого разговора и предложения не было.

Время собирать камни

Сейчас пришло новое руководство в Министерство спорта и туризма, если оно захочет, то разберется в ситуации до конца. Мы готовы помочь и не претендуем ни на какие должности. Спасибо, если хотя бы выслушают нас. Должна и федерация работать. А здесь не проведена вовремя даже отчетно-выборная конференция. Уехали Нагейкина и Виролайнен, но остались Долидович, сестры Зятиковы, на следующей Олимпиаде они реально могут попасть в десятку лучших. Можно надеяться, что приедет в Беларусь еще кто-то и сможет завоевать медаль. Но нужно работать и со своими. Молодежь у нас есть. Мы должны иметь основную команду и резерв в Центре по лыжным видам, который открыт на базе спорткомплекса "Раубичи". Но там должны быть все сильнейшие юноши и юниоры со всей Беларуси вместе со своими тренерами. А специалистам центра необходимо заниматься селекцией и организацией учебно-тренировочного процесса. Пока там сменилась только вывеска - с ШВСМ на центр - и тренируются некоторые лыжники, которые и в сборную Минской области не попадают. Жесткую и четкую позицию должно занять руководство Минспорта. Если задачи ставятся максимальные, то и требование должно быть конкретным: работать со своим резервом и приглашать спортсменов, которые завтра могут завоевать медали. Как в биатлоне. Поэтому у них и медали есть, и резерв. Но там руководство федерации совершенно другое, а не аморфное, как у нас.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter