Бульдозер не сентиментален

О ветхом жилье

Ветхое жилье в городе, к сожалению, не такая уж и редкая картина. А когда перекошенные и вросшие в землю хаты стоят в двух шагах от оживленных улиц, рядом с памятниками старины, то становится просто грустно. Именно такой неприглядный вид открывается с улицы Дзержинского в Гродно. До его исторического центра — рукой подать, а тут такие заброшенные дома... Что с ними делать: ремонтировать, сносить? Проблема не новая, но решается она пока слишком медленно.


Лишь в последнее время местные власти повернулись лицом к городским «избушкам». Часть из них была разрушена, а жильцы получили новые квартиры. Председатель Гродненского горисполкома Борис Козелков привел такие цифры: только в прошлом году отселено 208 семей, осталось еще 300. Причем большинство отживших свой век строений находится недалеко от центра города. Многие из них не представляют никакой исторической ценности, поэтому вопрос упирается только в деньги: будут средства — из ветхого жилья люди переедут в благоустроенное современное.


Но есть в Гродно большой жилой массив, где одним бульдозером проблему не решишь. Это красивое и утопающее летом в зелени место называется Новый Свет. Когда–то там была окраина города, а теперь — фактически его центр. Первые дома здесь начали появляться еще более двухсот лет назад, а застройка жилья для местной элиты завершилась в начале прошлого века. Жили там многие известные люди, в том числе и семья белорусского поэта Максима Богдановича.


Я всегда с удовольствием хожу по узким улочкам Нового Света. Это и есть малоэтажный Гродно с деревянными и кирпичными домами в стиле западнобелорусского конструктивизма. Представлены и другие направления архитектуры, например, российский модерн. Где еще в городе увидишь деревянные коньки ручной работы, неповторимый декор фасадов и окон, двери с редким орнаментом? Конечно, за долгие годы многое утрачено, нет на домах того прежнего лоска, но атмосфера прежней эпохи осталась. И без Нового Света трудно представить Гродно, даже несмотря на то, что в городе и без того много памятников старинной архитектуры.


И все же очередную прогулку по Новому Свету я завершал со смешанными чувствами. Хорошо, конечно, что сохранился старый жилой квартал. Но если внимательно присмотреться и послушать живущих там людей, то не все так гладко. Десятилетиями этот микрорайон оставался в забвении: рядом с элитными домами хаотично возводились обыкновенные хаты, а вокруг них — неприглядные сараи, гаражи. Удивительно, но здесь далеко не у всех есть природный газ, многие семьи вынуждены пользоваться привозными баллонами. Нет и канализации, которую заменяют выгребные ямы. Треть домов изношены более чем в половину.


Вот такой удивительный контраст!


Как же найти компромисс между историческими ценностями и нормальными условиями для жилья? Такой вопрос по Новому Свету поднимался неоднократно. Еще в апреле 2007 года эскизный проект реконструкции этого квартала был рассмотрен на заседании Белорусской республиканской научно–методической рады по вопросам историко–культурного наследия при Министерстве культуры. Тогда специалисты рекомендовали Гродненскому горисполкому детально изучить все постройки, определить наиболее значимые из них, учесть все архитектурные стили и рассмотреть вопрос о сохранении Нового Света как образца застройки 20 — 30–х годов прошлого века. Затем оставалось бы только выступить с инициативой о придании объекту статуса историко–культурной ценности.


Казалось, проблема сдвинулась с места. Но на том неожиданно и застопорилась. Более того, в городе пошли разговоры, что около 200 домов в Новом Свете вообще пойдут под нож бульдозера, а на их месте иностранная компания построит современные многоэтажки. В управлении архитектуры и градостроительства Гродненского горисполкома, впрочем, заверили, что никакого проектирования строительства в этом микрорайоне сейчас не ведется, а потому повода для беспокойства нет.


И все же, как быть с ветхим жильем? И не только в гродненском Новом Свете. Историк архитектуры Игорь Трусов убежден, что надо наконец–то определиться, какие дома представляют историческую ценность, а какие надо снести. Только тогда можно наметить четкий план. Топтаться же на месте и ждать, когда постройки рухнут сами, — значит, не любить свой город.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter