Что значит для нас картофель

Бульба ждет внимания

О сортах картошки
Спасибо нашему минскому читателю и работнику сельского хозяйства с 43–летним стажем Алексею Муравьеву — своим письмом он напомнил о статье «Кто вернет бульбе имя», опубликованной год назад. Суть была в том, что торговля предлагает нам, в сущности, лишь один «сорт»: «Картофель свежий. РБ». Хотя любой дачник с ходу назовет, по крайней мере, десяток: «Журавинка», «Адретта», «Явар», «Криница»... Почему их нет на прилавках? Ответ прозвучал из уст представителя госконтроля: продавать бульбу торговля не умеет.


А.Муравьев со знанием дела рассуждает о сортах, их различиях и вкусовых качествах. Которые, между прочим, не в последнюю очередь определяют и цену. Настаивает, что сорта картофеля должны продаваться не безымянно, не внавал, но под своими именами — как хлеб. Сетует, что в ближайшем к его дому магазине ничего не изменилось, и предлагает проверить другие.


...Что значит для нас картофель? Главное блюдо! Статистики за год еще нет, но и по валовому сбору Беларусь всегда в первой мировой десятке. По производству или потреблению на душу населения мы впереди планеты всей. Бульба — брэндовый, экономически значимый продукт страны. Наше отношение к ней вполне описывает заголовок статьи, опубликованной в «СБ» буквально вчера, — «Второй хлеб» — на первом месте».


Пример одного хозяйства показывает тяжесть труда картофелевода. Мало бульбу вырастить и убрать — надо и сохранить. В буртах до трети урожая пропадет: нужны хранилища. Они дороги. Строительство лишь одного потребовало правительственного решения и 45 млрд. рублей инвестиций.


На бульбу ориентирована целая индустрия. Помимо хранилищ, требуются уборочные и сортировочные комбайны: наши конструкторы их создают, а машиностроители производят. Нужны новые сорта, все более урожайные и стойкие: их селекционируют. Из слов заместителя генерального директора Научно–практического центра по картофелеводству и плодоовощеводству НАН Ивана Колядко я с удивлением узнал, что государственный реестр содержит 144 (!) сорта бульбы. 44 из них — белорусской селекции, они–то и занимают большую часть посевных площадей.


Таков масштаб привлеченных к бульбе сил. Мало того, в стране действует госпрограмма развития картофелеводства и овощеводства, которая должна увеличить эти ресурсы и отдачу от них. Где мы видим итог этих усилий и затрат? Где оказывается бульба, прежде чем попадет на наш стол? В торговле, на прилавке, в лотках. Здесь, к сожалению, ей отведено место далеко не второе и даже не десятое — как и год назад. Я убедился в этом, еще раз пройдясь по тем же и другим магазинам.


В большинстве предлагается овощ того же «сорта» — «Картофель. РБ», он спрятан с глаз подальше, мелок и невзрачен. Тем более рядом с россыпями хотя бы импортных яблок, в названиях которых пестрят «Кинг», «Принц», «Голд»... Переводить, думаю, не надо. В странах, которым эти фрукты приносят и славу, и деньги, к ним и относятся, как к особам королевских кровей. Почему у нас иначе?


За всю провинцию судить не берусь, но, по крайней мере, в ошмянском магазине «Родны кут» фирменной сети Белкоопсоюза недавно видел ту же грустную картину. Хороший магазин, богатый ассортимент! Но именно лоток с невзрачными клубнями размером чуть больше сливы выглядел бледно. Предлагать такое покупателю можно лишь от полного безразличия — к продукту, клиенту, своему делу.


Это очень обидно и ученому Ивану Колядко, который подтверждает мнение, что торговля не умеет продавать бульбу и, похоже, не стремится. Она лишь берет свою наценку, до 30 процентов и более. Не слишком напрягаясь и ценя свои «старания» дороже, чем работу машиностроителей, ученых и крестьян. По заслугам ли честь?


Этому парадоксу трудно найти объяснение. Хоть убейте, не верю, что торговля не умеет продавать. Маркетологов и мерчендайзеров — пруд пруди. Они прекрасно знают законы рынка. На самых видных и доступных местах всегда оказывается то, что магазину нужно продать. Нередко это импортные продукты, у которых есть наши аналоги — на это регулярно указывает тот же госконтроль. Рискую показаться резким, но своим отношением к бульбе торговля выказывает неуважение и к покупателям, и к тем, кто ради нее уже немало постарался: конструкторам, машиностроителям, селекционерам, картофелеводам. К государству, наконец, которое удостоило картофель специальной программы.


Грустной иронией прозвучало название сорта, который я обнаружил в крупном гипермаркете на главном проспекте Минска: «Cкраб». Нетрудно было догадаться, что имелся в виду «Скарб». То есть — сокровище. Кто–нибудь, наконец, научит торговлю его продавать?


ponomarev@sb.by


Советская Белоруссия №184 (24565). Пятница, 26 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter