Буквы и закон

Постоянная комиссия Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу рассматривала вчера проект закона «Аб правiлах беларускай арфаграфii i пунктуацыi»...
«Как правильно писать — «парлямант», «парлямэнт» или все–таки «парламент»? А как быть с этим: «сылюэт» (сiлуэт), «фiлязоф» (фiлосаф), «кляса» (клас)?..» Будь это фрагмент беседы двух ученых–языковедов, ничего в этом примечательного и не было бы. Но это цитата из разговора депутатов Палаты представителей, которые устроили себе вчера что–то наподобие тестирования по белорусскому языку. Постоянная комиссия Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу рассматривала вчера проект закона «Аб правiлах беларускай арфаграфii i пунктуацыi».

Стоит ли говорить о том, какое значение имеет язык? Но споры в ученых кругах и в среде культурологов и историков идут о том, что считать нормой белорусского языка. Дискуссии по этому поводу начались еще в начале 90–х, с тех самых пор как страна обрела независимость. Так называемые «наркомовка» и «тарашкевица» имеют немало последователей-филологов, а те, в свою очередь, имеют немало аргументов. Важно, конечно, чтобы филологические диспуты не перерастали в политическую конфронтацию, как это уже имело место.

Современное белорусское правописание достаточно точно отражает особенности языка. Но правила орфографии не могут постоянно оставаться неизменными. Ведь язык живет тогда, когда он развивается. Белорусское правописание к тому же в значительной мере основано на фонетике, а значит, особо чувствительно к переменам. А время принесло нам и «кампутар» (а может, все–таки «камп’ютар» — где норма?) и «арытмэтыку» вместо «арыфметыкi», и «сьнег» с «лябiрынтам». Словом, проблема единых норм правописания стала весьма актуальной. И уже давно вышла за рамки только научных конференций...

Кстати, на вчерашнем заседании депутатской комиссии встал неожиданный вопрос: а стоит ли вообще принимать правила белорусского языка в виде закона? Ведь в этом случае, как заметил депутат Игорь Котляров, придется многое менять. Например, переписывать учебники, изымать из библиотек и школ белорусскую литературу, которая может уже не соответствовать норме. Минобразования успокоило: вся работа в этом направлении будет вестись постепенно. Депутат Геннадий Давыдько обозначил еще одну важную проблему. Если нормы языка обретут статус закона, не приведет ли это к тому, что, к примеру, авторов тех же сатирических фельетонов можно будет привлекать к ответственности: ведь там зачастую авторский стиль. Как быть здесь? Четкого ответа на этот вопрос вчера не прозвучало. Но депутаты обещали подумать над всеми нюансами проекта.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter