«Нобеля» получил Квартет национального диалога в Тунисе

Буква и дух мира

Наконец–то сошлись буква и дух Нобелевской премии мира — ее присудили за мирный путь развития. После того как эту награду давали и за высадку деревьев в Африке, и за право на образование для мусульманских девушек, и на фоне иракской войны эта награда совсем потеряла в цене и стала предметом шуток и анекдотов. И вот сейчас Нобелевский комитет имеет шансы хоть как–то реабилитироваться.


«Нобеля» получил Квартет национального диалога в Тунисе за его вклад в «создание плюралистичной демократии в Тунисе вскоре после «жасминовой революции» 2011 года» — так официально называется причина награждения именно этой организации. «Квартет» был создан в 2013 году, когда «процессы демократизации оказались под угрозой разрушения в результате политических убийств и волны социальных выступлений», отмечают в комитете. В него вошли четыре ключевые организации гражданского общества: Тунисский всеобщий профессиональный союз, Тунисская конфедерация промышленности, торговли и ремесла, Тунисская лига прав человека и Тунисская палата адвокатов.

«Квартет» проложил путь к мирному диалогу между гражданами, политическими партиями и органами власти и помог найти консенсус в решении широкого круга проблем, как политических, так и религиозных», — подчеркивается в пресс–релизе.

Путь к мирному диалогу — это хорошо. Главное, согласуется с волей Альфреда Нобеля о том, что премия мира присуждается тому, «кто больше и лучше всех потрудился для укрепления братства между народами, для того, чтобы распустить или сократить действующие армии, или тому, кто способствовал проведению мирных переговоров». К сожалению, в сегодняшнем мире не так уж много примеров таких успешных переговоров и действий, так что тунисские миротворцы могут быть довольны.


Хотя наблюдатели уже заметили, что тунисский пример — слишком хлипкий и не показательный для этого региона, который погрузился в хаос. Так, российский политолог Федор Лукьянов говорит, что логика решения Нобелевского комитета абсолютно понятна. «Они нашли единственную тему, связанную с «арабской весной» на Ближнем Востоке, которая имеет относительно положительное развитие», — объясняет он. С этим трудно не согласиться. Все выглядит так, что на фоне тупика, в который зашел Запад, нужно было указать хоть один положительный пример.

Что же, лучше мало, чем ничего. Тем более что эти относительно малые на глобальном фоне тунисские организации перевесили шансы такого мирового тяжеловеса, как канцлер Германии Ангела Меркель, которая считалась основным фаворитом на получение премии.

Впрочем, у «фрау канцлерин» все впереди. Ведь в список номинантов германский канцлер попала потому, что группа депутатов бундестага посчитала ее достойной награды за роль в разрешении кризиса на юго–востоке Украины. Но этот процесс еще далек до завершения. Да и вклад в него вносят очень многие государства. Так что дождемся следующего «Нобеля».

Советская Белоруссия № 195 (24825). Суббота, 10 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter